Продолжаем изучать историю кинематографа. Возьмём наше любимое произведение Ильфа и Петрова "12 стульев" 1928 года.
В советские времена, да и еще и лет 20 назад его читал каждый, и по нескольку раз. А сейчас, поспрашивайте молодежь: большинство даже не поймёт, о чём вы... Ну да мы не об этом.
Что касается экранизаций, то вот список семнадцати зарубежных кинопроизведений по мотивам:
1933 — Двенадцать стульев (Чехословакия-Польша)
1936 — Пожалуйста, сидите! (Англия)
1938 — 13 стульев (Германия)
1939 — В бегах за наследством (Италия)
1945 — Дело в мешках (США)
1945 — Тринадцать стульев (Швеция)
1954 — Семь чёрных бюстгальтеров (Швеция). Здесь ищут бриллиант, зашитый в один из бюстгальтеров
1957 — Тринадцать стульев (Бразилия)
1957 — Счастье лежит на улице (ФРГ)
1962 — Двенадцать стульев (Куба)
1969 — Один из тринадцати (Италия-Франция)
1970 — The Twelve Chairs (Двенадцать стульев) (США). В роли Бендера — Фрэнк Ланджелла, режиссёр Мел Брукс (он же в роли дворника Тихона!)
1972 — Рабе, Пилц и 13 стульев (ФРГ). Телесериал.
1997 — Мой дедушка и 13 стульев (Австрия)
2004 — Двенадцать стульев (Zwölf Stühle) (Германия). В роли Бендера — Георгий Делиев, режиссёр Ульрике Оттингер
2011 — 12 сидений (Иран)
2013 — Не в стульях счастье (Италия). Реж. Карло Маццакурати
В каждой киноадаптации сюжет переносится под реалии страны, в которой фильм снимался.
Обратим внимание на самое первое появления Остапа Бендера на экране — польскую постановку 1933 года Мартина Фрича и Михала Вашиньского:
Всё в духе того времени. Там даже Гитлер упоминается, только-только в то время пришедший к власти: 11.50, на стене написано HITLER.
Произведение Ильфа и Петрова чего-то стоит, раз поляки, бывшие в то время врагами СССР, решили снять фильм, взяв за основу произведение советских авторов.
Что касается кино, то оно имеет только историческую ценность. Сценарий в смысле правдоподобия не переигран, смотрится легко. Но, конечно, очень далеко до наших экранизаций. Вообще, идея "12 стульев": конфликт "старого" и "нового" миров на стыке эпох. Сюжет же это лишь скелет, на котором эта идея была реализована во плоти. Поляки же взяли дословно сюжет, без идейной составляющей.