Практикуя индивидуальные занятия с детьми, всё больше убеждаюсь в особой эффективности такой простой и, увы, незаслуженно забытой формы обучения, как беседа, диалог. В школе, когда у Вас полный класс, с этим сложнее, но есть мастера и командных диалогов, т.е. дискуссий.
Уверен, что многие замечали, как важно для оформления мысли возможность высказать её вслух, желательно перед кем-то, кому можно доверять. Сам процесс высказывания мысли предполагает её зрелость, ясность, чёткость. Если мысль не созрела, будут трудности с её формулировкой. Это естественный процесс, заложенный в нас самой природой.
Почему здесь важен собеседник, присутствие учителя? Он или она может и рта не раскрыть, но влиять на ход мысли. Почему? Потому что речь – это социальное явление. Мы говорим, обращаясь к кому-то, и наша речь невольно настраивается под адресата. Мы по-разному будем говорить с ребёнком, с другом, или с чиновником. Собеседник важен. В случае обучения учитель выступает в роли эксперта в своей предметной области, как минимум. Эта экспертность проявляется не только в знаниях, но также в образе мысли. И если первой части мы привыкли уделять внимание, то второй меньше, а напрасно. В наш информационный век, нетрудно найти необходимую информацию, намного важнее то, что Вы будете с ней делать. Вот здесь и начинается настоящая экспертность, настоящее обучение.
Посмотрите, как похожи упомянутые выше задачи – построение речи, формулировка, высказывание своих зрелых мыслей и проявление экспертности в отношении информации. И там, и там имеет место искусство работы с информацией (обратите внимание, я нигде здесь умышленно не упоминаю цифровизацию и компьютеры, т.к. они – всего лишь один из множества инструментов). Научиться мыслить как эксперт можно в ходе беседы с экспертом.
И снова видно насколько важна при такой форме обучения роль учителя. Достаточно вспомнить известную поговорку – “скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты”. Требования к учителю должны быть высокими, безусловно.
Ещё один важный момент в беседе – обеспечить именно диалог, а не монолог с той и с другой стороны. Как иначе ученик увидит пример экспертной работы с информацией? Как иначе учитель увидит прогресс своего ученика?
Беседа является также и замечательным методом проверки уровня компетентности (не проверки знаний – это не актуально сейчас, а именно проверки компетентности, т.е. насколько человек умеет обращаться с теми или иными знаниями). Здесь есть, конечно, часто упоминаемый минус – субъективность оценки, но это вопрос к экспертности, доверия, т.е. выбора лица, которому можно доверять в оценке. Наша система образования многое упускает практически устранив собеседования из своего инструментария.