Вопрос в заголовке может показаться странным, но, вероятно, он стандартно возникает у тех, кто только начинает знакомиться со сложными аккордами. Действительно, насколько аккорды Cmaj7 и Cmaj9 являются взаимозаменяемыми? Когда один из них лучше другого? Как выбирать?
Ниже послушаем пару мнений на этот счёт, а сейчас — меленькая справка во избежание путаницы.
- Cmaj7 — большой мажорный септаккорд, состоящий из звуков До, Ми, Соль, Си. Звук Соль (чистая квинта) может быть пропущен как несущественный, или сыгран из соображений полноты звучания.
- Cmaj9 — большой мажорный нонаккорд, состоящий из звуков До, Ми, Соль, Си, Ре. (Не путать с большим мажорным нонаккордом C9, в котором будет присутствовать Си-бемоль!) Пропуск звука Соль здесь возможен точно так же (и даже может быть необходим из аппликатурных соображений, так как звуков в целом уже многовато, может «не хватить пальцев»).
Таким образом, аккорды различаются наличием (или отсутствием) звука Ре.
Brian Huether
Я думаю, что «расширенные аккорды» (аккорды с надстройками) — одна из самых странных концепций в музыке. У меня собственная точка зрения на расширенные аккорды. Я думаю, что они лучше всего могут быть поняты мелодически. Иначе они безумно произвольны.
В качестве примера рассмотрим некоторую последовательность аккордов в тональности До, когда у вас уже есть некоторая мелодическая идея, основанная главным образом на аккордах этой мажорной тональности. Теперь напишите простую контрапунктирующую мелодию, может быть, что-то, что будет играться в фоновом режиме струнными, духовыми инструментами — чем угодно. Не думайте о «девятках» и так далее. Просто напишите то, что хотят ваши уши.
Затем (и это ключевая часть), проанализируйте свою контрапунктирующую мелодию. Посмотрите, какие расширения вы фактически добавили. Может быть, там попадутся 9, 13 и так далее. Используйте их в качестве основы для надстраивания ваших аккордов, потому что теперь эти расширения будут выполнять мелодическую функцию. Вы когда-нибудь замечали, что хорошие гармонии, похоже, имеют своего рода мелодическое взаимодействие с основной мелодией?
Музыкальное образование по какой-то причине сосредоточено на гармонии. Как будто гармонии — это то, что люди напевают. Итак, просто подумайте о Cmaj9 как о способе вставить мелодическую ноту Ре в общую картину.
В противном случае, если мы не формулируем вещи с точки зрения мелодии, а вместо этого говорим о расширенных аккордах как это делают большинство музыкальных педагогов, мы используем такие эпитеты, как «красочные», «интересные», «яркие» и так далее. Мы легко можем оказаться в нашей музыке в почти полном произволе!
Когда хороший фотограф делает снимок, он думает о различных аспектах кадра. Освещение, углы, символика, цвета, фокусировка и так далее. Он избегает произвола. Слишком часто люди используют расширенные аккорды в музыке «просто так». Но если вы мыслите мелодически, ваши расширенные аккорды играют роль, которая становится очень понятна.
У каждого есть личные подходы к музыке, и я обнаружил, что мой подход полностью демистифицирует использование расширенных аккордов. Возможно, вы найдете свой собственный способ понимания. Это художественная сторона музыки — придумать собственную внутреннюю модель и использовать только те теоретические элементы, которые ей соответствуют.
John Forrester
В любых ситуациях выбирайте то, что звучит лучше для вас. Теория музыки — не жёсткая инженерная дисциплина. Это скорее основа для творчества — набор социокультурных ожиданий, которые нужно «согнуть» или «сломать». Нужно играть, создавая напряжённость, а затем удовлетворить вышеупомянутые ожидания, чтобы эту напряжённость разрешить.
Следовательно, ваши собственные уши гораздо важнее, чем умозрительный анализ незнакомых людей. Слишком много внимания уделяется «правильному» способу работы. На самом деле, экспериментирование является ключевым.