Здравствуйте, друзья. С вами диванный исследователь истории по интернету Алексей Коновалов.
Как-то раз один из читателей, помню, написал пожелание, чтобы я написал о скоморохах, и о том, как церковные власти запрещали им веселить людей, отбирали у них дудки и бубны. Вот, решил посвятить этой теме несколько публикаций. Начну собственно со скоморохов—кто они такие и откуда взялись?
Старинная любовь нашего народа к песням и пляскам поддерживалась стараниями особого класса людей, называемых скоморохами. История возникновения названия скоморох—скомрах достаточно не выяснена. У нас они— захожие люди. Суздальский летописец говорит об их латинском костюме (Веселовский Александр Николаевич "Разыскания в области русских духовных стихов, Часть VII, 1883 год, СПБ, Страница 183). Наши скоморохи сродни мимам греко-римского мира, может быть "бесовская кобылка", ряжение туром, козой, личины восходят к козьим, сатурским лицам языческих Врумалий, и занесены на Русь мимами. Греческие мимы иногда ходили в сопровождении медведей, против этого обычая направлено 61 правило Трульского собора(Веселовский А.Н.,там же, страницы 128—131). У нас до конца XIX века "медведники" водили по городам и сёлам медведей. Каким путём распространились мимы по Европе, сказать трудно. Великое переселение народов похоронило на время классическую культуру, но мимы пережили погром, и во дворе первых германских властителей были мимы и гистрионы, далее во Франции жонглёры и менестрели, те же мимы. С ними остались их прежние названия. Всё это пришлые, прохожие люди(Веселовский А.Н., там же, страница 149). Слово "шпильман", зашедшее к славянам, как полагают, ещё в X—XI веках, даёт основание думать, что скоморохи проникли к нам от немцев. Слова "шпильман","μίμος","плясец", "игрец", "глумец", "скомрах"—синонимы(Веселовский А.Н., там же, страница 177). В Сербской кормчей 1262 года в главе "о шпильманах и глоумьцих" сделана приписка: "шпильман сказаетьсе игрьц"(Срезневский Измаил Иванович, Сведения и заметки, Часть XLVII,страница 151, там же, лист 58, приписано: "гудц есть смычьк, иже гудеть лучшем"). Профессия мимов и скоморохов всюду была в презрении. Обычай мимов маскироваться, петь весёлые, часто непристойные песни напоминает вакхический культ Диониса. Мимы—дрессировщики диких зверей, занимались знахарством, ворожбой—всё это вызывало строгое осуждение со стороны ревнителей христианства в Византии. Мим—язычник, мима—непременно блудница. Ни государство, ни церковь не признавали их полноценной личностью (Веселовский А.Н.,Разыскания в области русских духовных стихов, Часть VII, 1883 год, страницы 132—134). И тем не менее, как в Византии, так и в средневековой Европе мимы и шпильманы встречали сочувствие со стороны простого народа—без них не обходились народные праздники, пиры, свадьбы, турниры и так далее(Веселовский А.Н., Разыскания а области русского духовного стиха, там же, страницы135 и 153). Это сочувствие ярко видно из общеевропейского юмористического рассказа о споре еврейского учёного с шутом—скоморохом о превосходстве веры. Невежда-шут благодаря остроумию и находчивости вышел победителем в серьёзном богословском споре(Слово о вере христианской и жидовской. Тихонравов Николай Саввич. Летописи русской литературы и древностей, том III, отдел ll , 1863 год,страницы 66—78). В русском сказании о двенадцати пятницах оппонентом еврею Тараске был скоморох, пьяница, голыш кабацкий, плешивый и кривой. Когда Тараска был лишён бороды и бежал, скоморох "нача плясати и играти и жидовскую веру ругати". Эта повесть, вероятно, византийского происхождения (Веселовский А.Н. Опыт по истории развития христианской легенды. Берта, Анастасия и Пятница. Журнал Министерства Народного Просвещения, 1877 год, №5, страницы 94, 81). У нас простой народ любил глумотворцев и скоморохов. Отношение церкви к ним, конечно, было иное.
Дорогие друзья, на этом разрешите раскланяться. Мы поговорим ещё на эту тему. Продолжение следует. До свидания, не болейте, берегите себя и своих близких.