В сегодняшнем выпуске хотел бы, так сказать, оттолкнуться от фильма 2018 года, режиссёра Питера Хэджеса "Вернуть Бена". Фильм довольно свежий, и хоть и страдает свойственной для современного кино "болезнью недостаточности", так её назовём "болезнь недостаточности", но всё же очень неплох. "Болезнью недостаточности" я предлагаю называю такой подход к созданию фильма, когда деталям, каким-то мелким наблюдениям на самом краю взгляда оператора, важным, но эпизодическим, не определяющим напрямую сюжет, эпизодам - почти не уделяется внимания, зритель фокусируется только на основной идее, прямой как палка, словно в страхе, что человек отвлечётся на поп-корн, и вернуть его заинтересованность не удастся. Такое ощущение, что снимают фильмы студенты, у которых нет ещё достаточного профессионального опыта, да и жизненного тоже, которые не понимают, что пространство фильма обязано быть сложным, как сложна жизнь вокруг.
Однако Питеру Хэджесу уже под 60, и он же написал сценарий к замечательной картине "Что гложет Гилберта Грейпа?", какой же он студент, скоро уж помирать - а значит, это не он виноват, такова позиция продюсеров, которых, впрочем, я тоже понимаю - им надо сделать кассу, а зритель нынче таков, что приходится жертвовать содержанием, качеством, сложностью, в надежде победить простотой, элементарностью. В случае фильма "Вернуть Бена" победить не удалось, картина не вернула потраченные на её производство деньги. И что это значит? Ничего не значит - замечательный фильм, увы всем, кто его не видел.
Холли живёт с тремя детьми и чернокожим мужем, и живёт неплохо - муж хорошо зарабатывает, дети послушны, на носу Рождество. Я не случайно акцентирую чернокожесть мужа, он в будущей коллизии действительно - чужой, посторонний. Он участвует в сюжете опосредованно, и его роль выглядит далеко не лучшим образом. В общем, в один прекрасный момент, как снег на голову, на Холли сваливается старший сын Бен, который, как выясняется, был в клинике для наркоманов, но вот решил навестить семью в канун праздника. Чернокожий муж Холли против приезда Бена, он против того, чтобы его дети (а младшие дети у Холли от него) общались с наркоманом, ведь бывших наркоманов не бывает, но потом всё же как-то берёт себя в руки. Они идут в церковь посмотреть рождественский вертеп, а когда возвращаются домой, видят, что окно разбито, праздничная ёлка повалена, а любимая всей семьёй собака исчезла. Бен сразу понимает, что это нападение связано с его приездом и вызывается ехать искать пса, Холли едет с ним.
Вот и весь сюжет. Потом, конечно, будет ночное путешествие по тёмной стороне благополучного городка, открытие самых неприятных секретов, и любовь, и раскаяние, и отчаяние, и слёзы. Но фильм этот действительно очень, может быть, даже слишком прост. Но, повторюсь в третий раз, посмотреть его стоит. Хотя бы потому, что не каждый день, да и не каждый год в последнее время, нам показывают, как мать может любить сына. Как человек, оказавшийся на абсолютном дне, далеко за границами нормальной жизни - всё же приподнимается, сначала на локти, потом на колени, потом даже пробует встать. Как он пытается вернуть себе семью, как он мучается от осознания того, что натворил. Как другая мать, потерявшая ребёнка по вине этого человека - может, и не прощает его до конца, но протягивает ему руку помощи. О том, что в стране, которая является для всего мира (да, до сих пор!) образцом и путеводной звездой, врачи, купленные корпорациями, под видом обезболивающего подсаживают людей на опиаты.
В перестроечное время был у нас такой фильм - "Прости", с Натальей Андрейченко. Он вроде о женщине, которой изменил муж, и которая сходит от этого с ума, но на самом деле - он о том, как изменился мир вокруг, как он опасно накренился, как ещё вчера казавшиеся милыми и дружелюбными люди вдруг становятся чудовищами. Этот фильм был настоящим буревестником 90-х, зрители это почувствовали, и сделали его чемпионом проката. По тональности он очень похож на "Вернуть Бена", однако американский режиссёр умудрился в отвратительной теме подростковой наркомании найти свет, обойтись без мерзостей и даже послать зрителю крохотные, еле видимые лучики надежды. Да-да, даже под прессингом продюсеров, даже в современном ценностном хаосе, оказывается, так можно - были бы руки не из жопы, да голова на плечах. А значит, не всё так плохо, господа и дамы. Посмотрим ещё кино, далеко не расходитесь.
Да, и вот ещё о чём сказать забыл. В фильме "Вернуть Бена" есть ещё и такая мысль: дети - они проще забывают обиды, легче прощают. Приехал к ним старший брат, они и рады. А вот взрослые - мучаются, долго помнят зло, бесконечно баюкают своё горе. Понятно, что зло и горе бывают разной степени концентрации, скажем так, и какие-то вещи забыть, простить очень сложно, невозможно. Но всё же факт остаётся фактом, когда от нас требуются доверие и прощение - мы детям проигрываем всухую.