Найти тему
СКВОЗЬ ШУМЫ

Существует ли «русский рок»?

Оглавление
Один из видных деятелей нашего рока Борис Гребенщиков и его многолетний соратник, басист «Аквариума» и «Кино» Александр Титов.
Один из видных деятелей нашего рока Борис Гребенщиков и его многолетний соратник, басист «Аквариума» и «Кино» Александр Титов.

Я немало раз в комментариях под своими статьями сталкиваюсь с «криками» по поводу того, что русского рока не существует. «Это не музыка», «Она состоит из 4 аккордов, «Она содрана с Запада, «Музыканты не умеют играть, «Они не умеют петь» и «У них примитивные тексты».

Многие полагают, что русский рок — это практически вся советская неформальная музыка 70-80-х и та музыка, которая звучит на «Нашем радио». Причём причисляют даже советские электронные группы типа «Альянса».

У журналиста Андрея Бурлаки конкретизированное определение «русского рока», мол он в себя соединяет рок-н-ролл и русский мелос, а групп, играющих «русский рок», не так много: «ДДТ», «Калинов мост», «ЧайФ» и другие.

Русский рок — не музыкальное явление

Не так мало критиков «русского рока» и среди довольно авторитетных людей, как например Александр Градский. Он много раз заявлял, что русского рока никогда не существовало. По версии Болонской школы музыки серьёзное музыкальное направление, помимо исполнителей и авторов, должно иметь критику. Градский заявляет, что критиков у русского рока не было, а были лишь его летописцы и пиарщики, а критика подразумевает подробный музыкальный и текстовый разбор. К тому же, Александр Борисович с горечью говорил, что среди наших рок-музыкантов (особенно видных) специализированное музыкальное образование имели только единицы, среди которых как раз Градский. Он даже не скрывает, что рокеры не пошли за ним и не попытались делать сугубо оригинальное и похожее на Музыку вместо приятного дополнения к текстам, которыми славится наша гитарная музыка.

Но Александр Борисович признаёт, что русский рок был социальным явлением. Некоторые именитые журналисты, как например Дмитрий Быков и Александр Липницкий, говорят про то, что «русский рок» как явление могло появиться только в силу несвободы и ограниченности ресурсов (мало зарубежных записей, отсутствие стоящей звукозаписывающей аппаратуры и концертов на стадионах). По их версии, русский рок умер после распада СССР, когда ограничений вообще не оказалось.

Лидер группы «Tequilajazzz» (Текиладжаз) Евгений Фёдоров. Начинал ещё в золотое время Ленинградского рок-клуба и успешно продолжил карьеру в 90-х и XXI веке. Он не так давно раскритиковал формат «Нашего радио» и фестиваля «Нашествие» за архаичность и перекрытие выхода туда молодым исполнителям.
Лидер группы «Tequilajazzz» (Текиладжаз) Евгений Фёдоров. Начинал ещё в золотое время Ленинградского рок-клуба и успешно продолжил карьеру в 90-х и XXI веке. Он не так давно раскритиковал формат «Нашего радио» и фестиваля «Нашествие» за архаичность и перекрытие выхода туда молодым исполнителям.

Сравнений наших и западных музыкантов

Конечно, я поражаюсь этому сравнению. На Западе было много возможностей знакомиться с абсолютно разной музыкой, был выбор разных инструментов, был выбор студий звукозаписи. Хоть звукорежиссёры и саунд-продюсеры шлифовали звук и просили музыкантов играть определённым образом, была некая свобода в плане музыкальной игры и текстовой составляющей, и даже можно было плохо играть и петь «ни о чём». И почему-то такие группы, среди которых есть и легендарные, хулители «русского рока» не ругают.

Наши подпольные музыканты «лепили из того, что было». Худо-бедно доставали инструменты и выбивали хоть какую-то возможность записаться. Источников вдохновения из числа мировых групп было не так много, и искали достойные альтернативы среди отечественных исполнителей типа Высоцкий, Окуджава и даже Вертинский. Потом добавились Макаревич и Гребенщиков.

То есть, неуместно сравнивать наши группы с Black Sabbath и Led Zeppelin! И потом, поношение знакомых групп нашего рока подобно борьбе с ветряными мельницами. Их уже полюбил народ, и эту любовь не отнять!

Интересен ли русский рок за границей?

Она была интересна только на волне Перестройки. Но я также поражаюсь, когда говорят: «Такая музыка на Западе не нужна». Как будто открывают Америку... Такая музыка не нужна по одной простой причине: «Своего добра хватает». Там огромная индустрия, масса разных исполнителей, среди которых мировыми становятся единицы. Конечно, кто-то может появиться из иностранцев, но это в том случае, если это очень оригинальность, которая нередко основывается на колорите своей местности. Корейская поп-музыка (или сокращённо «K-Pop») — яркий тому пример.

Кому-то за границей может любопытно, что из себя представляет «русский рок». Тем же корейцам любопытно узнать о её ярком представителе в лице человека их национальности. Нам бы было любопытно немного узнать и о китайском роке. Вроде он мало чем отличается от зарубежного, но интересно, как некоторые китайские музыканты из-за тамошней несвободы выкручиваются и делают свою рок со своим колоритом, со своим загадочным языком.

Вывод

Я скорее соглашусь с Андреем Бурлакой, что русский рок — соединение русского мелоса и рок-н-ролла, и к нему можно отнести «ДДТ», «ЧайФ» и «Калинов мост», а также Чижа, «Ноль», «Пилот», «Крематорий», «Ва-БанкЪ», ещё кого-то. «Машина времени», «Аквариум» и «Кино» — отдельно: их музыка не являлась сугубо западной, но она далеко ушла от русского духа.

Но «русский рок» сделали брендом. В этом поспособствовало «Наше радио», где половина композиций к русскому року как к таковому не относятся. Причём, и по сей день по нему играют песни тех времён, когда станция существовала первые несколько лет.

Среди жителей бывшего СССР сидит поклонение старым ценностям. Да и сейчас мало музыки делают и больше производят удобоваримый продукт. А некоторых именитых стариков ещё будет слушать следующее поколение, кто бы что ни говорил.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь статьёй в соцсетях

«АукцЫон» — культовая группа т.н. «русского рока», одинаково любимая разными поколениями.
«АукцЫон» — культовая группа т.н. «русского рока», одинаково любимая разными поколениями.