Рассказываю о новых терминах в трудовом праве - "право быть оффлайн", "график взаимодействия", "временная дистанционная работа", "комбинированная дистанционная работа", "неприкосновенность личного времени работника".
Рассматриваемые изменения в Трудовой кодекс стали ответом законодателя на широкое применение режима удаленной работы. Резкое введение ограничительных мер весной этого года привело к пробелу в праве.
Пробел в праве - это ситуация, когда отношения в обществе сложились, а правовых норм, регулирующих эти отношения еще нет. Пробел в праве - нормальное явление, не нормально, если он долго не устраняется.
В настоящий момент законопроект прошел первое чтение. Вероятно в него внесут какие-то поправки, но сомнений, что данные изменения будут внесены в Трудовой кодекс у меня нет.
Понятие дистанционной работы и дистанционных работников
Законодатель решил не "латать дыры", меняя существующие нормы, а ввести в кодекс отдельную главу, разместив в ней новые статьи.
Глава будет иметь номер 49.1 и будет называться "Особенности регулирования дистанционной и временной удаленной работы".
Что предлагается считать дистанционной работой?
Выделил три основных признака такой работы:
- Работа производится вне места нахождения работодателя. Для выполнения такой работы работнику не нужно ходить на работу в привычном смысле.
- Работа производится вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя прямо или косвенно. Если работника переместили в специально арендованный офис с раздельными кабинетами сотрудников, находящийся за пределами предприятия, считать дистанционной работой это нельзя.
- Взаимодействие работника и работодателя осуществляется удаленно с помощью информационного-коммуникационных сетей. Полагаю, что этот признак должен отличать дистанционную работу от надомной работы.
Дистанционная работа может быть временной и комбинированной.
Первый вариант используется, когда дистант вызван временной необходимостью. Например, в период карантина преподаватель колледжа работает удаленно из дома, но с нормализацией ситуации он возвращается в свой кабинет в образовательной организации.
Комбинированная дистанционная работа предполагает сочетание удаленной работы и работы на своем обычном рабочем месте.
В связи с этим интересно определение дистанционного работника, предложенное в законопроекте. Таковыми могут считаться только сотрудники, заключившие с работодателем трудовой договор о работе в дистанционном режиме.
Это означает, что в трудовые договоры всех работников, привлекаемых к тому или иному виду удаленной работы, необходимо будет оформить дополнительные соглашения. Законопроект разрешает сделать это путем обмена электронными документами, после чего работодатель в течение пяти дней должен отправить работнику бумажный вариант документа.
Регулирование взаимодействия работника и работодателя в период дистанционной работы
Режим дистанционной работы не означает, что работник должен выполнять распоряжения работодателя в любое время.
Между сторонами должен быть согласован режим взаимодействия - периоды времени, когда работник должен удаленно исполнять обязанности. Остальное время - время отдыха, работник не должен в это время исполнять трудовые обязанности и не должен быть в это время онлайн.
А если работодатель все же связался с работником в период времени, выходящий за рамки "режима взаимодействия" и последний выполнил порученную работу? Это сверхурочная работа, которую необходимо оплачивать в повышенном размере.
Полный текст законопроекта можно посмотреть здесь.
Поглядим на итоговый вариант вносимых изменений уже в августе. Попытки законодателя регулировать новые отношения между работником и работодателем нужно приветствовать. Шероховатости будут, их нужно будет устранять, но это обычный процесс.
Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если статья была полезна.
Канал "О праве по-русски" ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть в своей ленте серьезные юридические тексты, написанные простым языком