Считается, что при неблагоприятном исходе средневековые рыцари обычно предпочитали бежать с поля боя либо сдавались в плен, чтобы затем выкупить свою свободу. Так ли это? Выясним на примере нескольких немецких рыцарей, упомянутых в части третьей "Хроники земли Прусской" Петра из Дусбурга.
Глава 68. Брат Генрих Штанге, комтур Христбурга, с большим войском, вверенным ему магистром, выступил на войну с Самбией и зимой вторгся в неё близ места, где ныне стоит замок Лохштедт, убив и захватив в плен многих людей, разоряя огнём и мечом со всех сторон до самой деревни Гирмов, где во всеоружии встретились с ними самбы. Этот комтур вступил с ними в сражение, словно бесстрашный лев, и, чтобы задержать их, пока войско его отступало в безопасное место, многих ранил копьём своим. Наконец его коварно окружили пруссы и, нанеся множество ударов, сбросили с коня. Увидел это брат Герман, брат упомянутого комтура; не в силах вынести столь незаслуженной гибели его, он вступил в битву, и, долго отражая натиск, когда он многих смертельно ранил, они оба пали; прочие братья с войском своим спаслись.
Глава 91. Наттанги напали на оставшуюся часть войска при Покарвисе, а братья со своей стороны оказывали им мужественный отпор, и особенно один рыцарь из Вестфалии по имени Штенкель фон Бентхейм, который слышал в одной проповеди епископа, что души христиан, убитых в Пруссии, должны вознестись на небо, минуя чистилище; он, пришпорив своего скакуна и нацелив копьё, как истинный рыцарь, пронёсся по рядам неприятеля, разя язычников направо и налево, и падали они от его ударов и в ту, и в другую сторону. Но на обратном пути, когда он попал в гущу их, его убили; и завязалась между ними жестокая битва, и с обеих сторон многие были смертельно ранены и убиты.
Глава 150. Пруссы, услышав о строительстве замка Штаркенберг, вознегодовали и с сильным войском осадили его. Но брат Конрад фон Блинденбург, выступив на битву с ними, получил пять ран наподобие пяти ран Христа и был убит, о чем не раз слёзно молил Бога.
Глава 206. Брат Ульрих Баувар был воплощением мужества. Ведь он отваживался на трудные дела, на которые трус и взглянуть боялся. Он нанёс судовам [ятвягам] бесконечно большой урон. Он столько раз ходил на них войной, что сам ландмейстер, опасаясь, как бы это не окончилось для него какой-нибудь серьёзной неприятностью, запретил ему впредь нападать на них без его особого позволения. И когда у него спросили, почему он так суров с ними, он ответил: "Мне было всё равно, что делать, лишь бы получить от них пять ран, как Христос получил за меня". Так с ним и случилось, ибо судовы наконец убили его, нанеся ему в битве пять ран.
Глава 251. В тот год, незадолго до праздника святого апостола Иакова, брат Конрад Штанге, комтур Раганиты, с горсточкой братьев и оруженосцев пошёл на замок Юнигеду, выслав вперёд гонца, чтобы он разведал о положении жителей замка; он, спешно вернувшись, сказал, что всё поле и замок с предместьем полнятся ратной силой. Услышав это, братья и прочие, смутившись духом, сказали: "Значит, нам не уйти от них. Что же делать нам?" Ответил комтур, ободряя их: "Легко и многим попасть в руки немногих, и у Бога небесного нет различия, многими ли спасти или немногими, ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Так пробьёмся сквозь них мужественно, и Господь спасёт нас". С этим советом согласились все. Посему, осенив себя знаком святого креста, пробиваясь сквозь упомянутое войско литвинов, они многих убили, других смертельно ранили. Когда остальные обратились в бегство, братья со своими людьми вернулись целыми и невредимыми. Вот как один преследовал тысячу, а двое прогоняли тьму.
Глава 281. Брат Гундрам, человек умелый и мужественный, с девятью воинами погнался за разбойниками из Литвы, которые похитили десять человек и столько же коней в окрестностях замка Христбург, и когда он напал на них в пуще, то в первой стычке один литвин ранил его копьём, так что у него вывалились внутренности, но он выстоял от начала сражения до тех пор, пока не были убиты все литвины, и тогда упал и умер.