Давно хочу поделиться с подписчиками серьёзной проблемой отечественного бизнеса – слабым рынком консалтинговых услуг. Начну с классического анекдота про консультантов:
Воздушный шар попал в полосу густого тумана. На земле едва видны очертания человека. "Вы не скажите, где я нахожусь?", - крикнули с шара. "Вы находитесь на воздушном шаре", - ответили с земли. "Наверное вы работаете консультантом" - гаркнули с шара. "Да, а как вы догадались?" "Только консультанты умеют давать абсолютно правильные, но совершенно бесполезные советы".
Именно так зачастую многие руководители и собственники бизнеса характеризуют бизнес-консультантов.
В жизни любой организации наступает этап, когда необходимо повысить эффективность работы или выйти на новый уровень развития. Это актуально как в периоды бурного роста, так и в ситуации кризиса. И в момент, когда внутреннего опыта и ресурсов становится недостаточно, встаёт вопрос о привлечении сторонней квалифицированной помощи.
Что же такое консалтинг?
Консалтинг - это профессиональная помощь со стороны внешних специалистов в решении проблем функционирования и развития компании.
Сегодня на российском рынке можно выделить три категории консультантов: мировые раскрученные бренды, практики и отраслевые консультанты.
Мировые бренды объединяют наиболее квалифицированный персонал. Заказчиками здесь чаще всего выступают собственники крупных корпораций. Такие консультанты решают задачи стратегического управления, а это самые дорогие услуги на рынке. Работа McKinsey или BCG обходятся клиенту от $100 тыс. в месяц. Конкурентным преимуществом такого консалтинга является высокий профессионализм специалистов.
Практики - демократичный сегмент консалтинга, предлагающий клиенту стандартизованные продукты с разной степенью сложности. Конкурентным преимуществом таких консультантов являются опыт и профессионализм решения подобных задач.
Сам сегмент практиков представлен:
Консультации звёзд - личностный консалтинг с индивидуальным подходом. В качестве скромного примера можно привести мой проект NSA.
Технологичный консалтинг - предлагаемые в линейке услуги чётко структурированы, а результаты чётко сформулированы.
Отраслевые консультанты. Услуги этой категории консалтинга направлены на решение хорошо известных и знакомых проблем. Шаги консультантов отработаны до автоматизма. Так работают фирмы по подбору персонала, оказанию юридических или аудиторских услуг.
Кому нужны консультанты?
Есть две категории предприятий, которые нуждаются в консалтинге больше остальных.
Первая категория - крупные компании, собственники которых хотят иметь объективную информацию о своем бизнесе и контролировать происходящие там процессы. Цель собственника – подняться над текущим оперативным управлением с перспективой перехода на управление стратегией, но при этом не потеряв бизнес.
Вторая категория - любое предприятие, планирующее развиваться: расширять рынки сбыта, увеличивать производство, запускать новый продукт или бренд.
Консалтинг – это зеркало бизнеса. В развитых странах даже есть понятие консультантовооруженность – отношение общего числа жителей страны к числу консультантов.
Менталитет российского предпринимателя таков, что мы не привыкли платить за советы. Мы чаще говорим: «Мне это не надо. За что платить такие деньги? Я могу это сделать сам». И начинается бесконечная череда попыток самостоятельно решить проблемы. Проходит год, проходит второй, а «воз и ныне там». За это время копятся новые проблемы.
Резюме от БиЗнес-кухни:
Консультант для бизнеса, то же самое, что психоаналитик для человека. И пока нам не свойственно платить за серию встреч, в попытке разобраться в проблемах компании.
В нынешней кризисной ситуации не всем предприятиям удастся выстоять жёсткий конкурентный отбор. И мы ещё не раз поговорим о консалтинге, как реальном инструменте в помощи управления бизнес-процессами.
Александр Киселёв
Telegram-канал "БиЗнес-кухня" @agency_nsa
Бизнес-консультации info@nsa.info
Услуги для бизнеса на сайте NSA