Сейчас туристический бизнес в мире переживает не лучшие времена. Не прошла эта ситуация и мимо Марокко. Сейчас у моих знакомых, занимающихся организацией туров в пустыню Сахару большие финансовые трудности. Мне искренне жаль эту берберскую семью, так как это действительно самые радушные люди, которых мы повстречали во время путешествия по Марокко. И буквально пару дней назад я общался со своим знакомым марокканцем Али, который поведал мне историю этой семьи.
Берберская семья во время колониального прошлого Марокко
Родители Али, также как и остальные предки, родились в пустыне Сахара. Они кочевали по Северной Африке на территории Марокко и Алжира. Около 60 лет назад у этой семьи было 300 верблюдов. По тем меркам они были довольно богаты, но они никогда не думали о том, чтобы жить в доме. Их более чем устраивала кочевая жизнь с шатром и верблюдами.
Деда Али по отцовской линии в 1960-ом году убили французские военные, когда отцу Али было шесть лет. Убили его за то, что он отказывался соблюдать их правила. Стоит заметить, что берберы сделали неоценимый вклад в освобождение страны от испанского и французского присутствия. Большинство из них храбро сражалось и не признавало колонизаторов, даже когда те уже господствовали в Марокко, а арабское население уже почти смирилось с этим. Если интересно, то почитайте хотя бы о Рифской войне, чтобы понять о чём я говорю.
Французы убивали не только берберов, но также и их верблюдов. Плюс ко всему они уничтожали еду. Это было огромной проблемой, так как путь до деревень, где можно было купить необходимую еду занимал не меньше месяца. И чтобы привезти провиант на 7-8 месяцев, нужно было минимум 10 верблюдов.
Конец кочевой жизни
Многим позже, в 1973 году семья Али осела в деревне в 250 км от Мерзуги, известной ныне как место в Марокко, куда приезжают путешественники, чтобы увидеть пустыню Сахара. Всю семью обеспечивал тогда отец Али. В Алжире у него был друг и деловой партнёр, у которого он покупал верблюдов, а затем приводил их в Марокко для продажи. Семья Али жила тогда в доме брата отца. И жила очень неплохо, благодаря заработкам главы семьи.
Но всё резко изменилось в 1996 году когда граница между Марокко и Алжиром была закрыта из-за разногласий в вопросе Западной Сахары, который не разрешён и по сей день. Отцу пришлось вернуться в семью, купить землю и заняться почти бесприбыльным сельским хозяйством, выращивая главным образом пальмы. Но это жизнь была для него непривычной.
Чуть позже семья Али съехала от дяди. А так как до этого у них всё имущество было общим, пришлось отдать половину земли и почти всех верблюдов. Начались тяжёлые времена, когда зачастую было нечего есть. Стоит упомянуть, что у Али пятеро братьев и пятеро сестёр. А ему самому тогда не было и десяти лет. Он третий по старшинству после старшего брата Саида и одной из сестёр.
История Али
Али 6 лет учился в деревенской школе. После этого марокканские дети обычно продолжают обучение в колледже в городе. Но из-за бедности, семья Али не могла себе этого позволить. На этом его учёба завершилась.
Его старший брат Саид стал работать погонщиком верблюдов и однажды вместе со своим дядей оказался в тогда ещё совсем маленькой и никому неизвестной деревне Мерзуга. Там он встретил своего друга, который работал, катая туристов на верблюдах по пустыне. Саид решил остаться там, чтобы ухаживать за верблюдами, помогая таким образом своей семье.
В 2004-ом году, когда Али было 15 лет, он поехал в Мерзугу к своему брату, чтобы работать с ним. Они смогли обеспечить учёбу младшим братьям и сёстрам. Но Саид, Али и трое старших сестёр так и остались без образования. В 2015-ом году в возрасте 96 лет умер их дедушка по материнской линии, после чего вся семья переехала в Мерзугу в дом, построенный Али и Саидом.
Начало и конец туристического бизнеса в пустыне Сахара
Али соорудил в пустыне небольшой лагерь из трёх палаток, освоил TripAdvisor и Booking, после чего к ним стали ездить туристы и жизнь семьи быстро изменилась в лучшую сторону.
Спустя некоторое время Али смог купить для своего бизнеса новый Mitsubishi Pajero sport и 12 верблюдов, а лагерь для туристов в Сахаре ощутимо вырос в размерах.
Сам Али помимо берберского говорит сейчас на арабском, испанском, французском и английских языках, встречая в Мерзуге путешественников со всего мира, которые всегда могли рассчитывать на внимательность, заботу и безграничное гостеприимство семьи Скендоул. Среди таких путешественников оказались в своё время и мы.
И всё бы ничего, если бы не коронавирус, нанесший сокрушительный удар по туристическому бизнесу Али. Сейчас для его семьи снова настали тяжёлые времена. Но я думаю, что это явление временное и история этой семьи имеет своё продолжение. Надеюсь, что они стойко переживут это нелегкое время, а с открытием границ к ним приедет ещё больше туристов.
Если вы рано или поздно планируете поехать в путешествие по Марокко и посетить Сахару, то обратите внимание на лагерь Али, в котором сейчас работают и его младшие братья. Вы не пожалеете, если проведёте там ночь и встретите рассвет в пустыне Сахара. Ну и не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, если вам понравилась публикация.