Найти тему
Оксана Воронцова

Эмоции.

«Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» М. Булгаков.

Как часто мы вспоминаем эмоции, которые были с нами (точнее внутри нас), когда мы проживали, например, счастливые моменты в жизни! Пусть это были мгновения, но чувства, сопровождавшие эти секунды-минуты, максимум – часы – навсегда остались с нами. Именно воспоминания об этих эмоциональных волнах, погружаясь в которые, постигаешь глубину произошедшего, заставляют в дальнейшем с предвкушением представлять миг проживания и осознания новых водоворотов, штормов и даже ураганов жизни! Несомненно, речь идёт о положительных эмоциях. Больше позитива! Социальные нормы обязывают: «Как Вы?». «Всё хорошо, спасибо!». «А Вы?». «Спасибо, всё в порядке!». Никто не спешит делиться сложными эмоциями, если, конечно же, не находится на приёме у «специалиста» по их «настройке». И дело даже не в том, что эмоции обязательно нужно «корректировать» в сторону радости или восторга. Просто испытать «сложные» эмоции, суметь разглядеть их серо-чёрный цвет, а затем осознать, понять и принять захочет далеко не каждый. Хотя именно «сложные» эмоции чаще всего описываются в литературе, экранизируются и проживаются актёрами с тем, чтобы «достучаться» до читателя или зрителя, высечь в нём искру задумчивости, а затем, возможно, разжечь в душе настоящее пламя сопереживания! Сколько времени человек может говорить о состоянии восторга, любви, счастья? Это действительно неповторимый миг и связанные с ним неповторимые простые эмоции. Простые в своей чистоте, искренности и, наверное, своей «одинаковости» (вспомним цитату Л. Толстого о счастливых семьях). А вот говорить о своих чувствах, пережитых в сложные периоды жизни, и вспоминать о них человек может бесконечно долго. Так устроена наша психика. Так устроена наша память. Но главное, как мне кажется, в том, что нет «плохих» или «хороших» эмоций. Просто более «сложные» глубже врезаются в человеческое сознание, тем самым закаляя нас и делая сильнее. В то же время эти «сложные» эмоции ярче раскрашивают картину жизни, усиливая тем самым и переживание положительных, добрых и светлых чувств. Испытав грустные чувства (через подавленность, одиночество, скуку и т.д.) человек сможет сильнее ощутить радость (восторг, энергичность, осознанность и т.д.). Главное здесь в потоке грусти не дойти до крайностей: робости, безразличия, неадекватности. А в радости, наоборот, можно подняться от чувства окрыляющей смелости, очарования и возбуждения до настоящего осознанного удовольствия и глубокого истинного наслаждения!

Перефразируя Владимира Высоцкого, который замечательно сказал: «Я люблю, и значит – я живу!», можно сделать следующий вывод. Наши эмоции позволяют нам чувствовать себя живыми. И только от нас самих зависит спектр и глубина, которыми мы их ограничиваем.