Вера Глаголева была не только прекрасной актрисой, но и талантливым режиссёром. Впервые в качестве создателя кино Вера Витальевна попробовала себя в 1990 году, дебютировав с фильмом-притчей «Сломанный свет». Далее были «Заказ», «Чёртово колесо», «Одна война», «Случайные знакомые», «Две женщины» и «Не чужие». Картина «Две женщины» — обращение к вечной классике: основой фильма послужила пьеса Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Среди актёров, воплотивших на экране образы тургеневских персонажей, — российская актриса Анна Вартаньян и английский актёр Рэйф Файнс, известный по фильмам «Список Шиндлера», «Английский пациент», «Чтец» и «Отель „Гранд Будапешт“».
«Месяц в деревне». Повесть в драматической форме
Пьеса «Месяц в деревне» — самое известное произведение в драматургическом наследии Ивана Тургенева. Исследователи включают её в список произведений ХIХ века, составивших «золотой фонд» русской драматургии, наряду с такими шедеврами, как «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Ревизор» Николая Гоголя, «Борис Годунов» Александра Пушкина, «Бесприданница» Александра Островского, «Чайка» Антона Чехова и «На дне» Максима Горького.
Написанная в первой редакции в 1848 году, комедия в пяти действиях «Месяц в деревне» вышла в свет только в 1855-м, сменив при этом два названия — «Студент», «Две женщины» и, наконец, «Месяц в деревне». Говоря о жанре своей пьесы, Тургенев к первой журнальной публикации «Месяца в деревне» подчеркнул: «Собственно, не комедия, — а повесть в драматической форме».
Действие пьесы происходит в имении богатого помещика Аркадия Ислаева в начале сороковых годов XIX века. События разворачиваются вокруг любовного четырёхугольника. Жена Ислаева, Наталья Петровна, влюбляется в Алексея Беляева — студента, молодого учителя своего 10-летнего сына Коли. А в Наталью Петровну уже давно влюблён Михаил Ракитин, друг семьи Ислаевых. В учителя Коли, помимо хозяйки дома, влюблена и её воспитанница — 17-летняя Верочка.
Называется пьеса «Месяц в деревне», но события в ней разворачиваются в течение четырёх дней. Хронотоп, заявленный в названии, становится важнейшим содержательным центром пьесы, а несоответствие временного обозначения в заглавии и реальности сценической хронологии — значимым драматургическим приёмом.
Деревня в европейской культуре со времён Античности имеет устойчивое соотношение с идиллическими представлениями о жизни. Сельский пейзаж, первозданность природы — место, где человек равен самому себе, своему естеству, не стесняемому нормами этикетного поведения. В такую пространственную среду с лугом, лесом, озером и садом помещает Тургенев своих персонажей. Сами того не замечая, они постоянно в разговорах воспроизводят впечатления от всех этих природных красот, запахов и звуков. Вера с упоением рассказывает, как «Алексей Николаич за белкой на дерево полез, высоко-высоко, и начал верхушку качать <…>, а потом он к нашей корове на лугу подкрался и вдруг ей на спину вскочил…». Ракитин сообщает, что видел хозяина дома на плотине и тот «вошёл в песок по колена». Беляев прислушивается к крику коростеля в саду. Катя, служанка, угощает всех собранной только что крупной и сочной малиной.
Пространство пьесы дышит, светится, обволакивает летней негой. Вопрос лишь в том, способна ли гармония природы спасти человека от душевных метаний, и что такое человек в тождественности самому себе и своему естеству. В поисках ответа Тургенев проводит людей через испытание любовью.
«Две женщины» — первое воплощение пьесы на большом экране
В одном из своих интервью давно хотевшая экранизировать русскую классику Вера Глаголева, отвечая на вопрос, почему её выбор пал на пьесу «Месяц в деревне», сказала: «Тургенев даёт огромные возможности: погружаясь в его произведение, можно открывать новые горизонты. Так что выбор мой не случаен. На нём сказались и воспоминания о чудесном спектакле Эфроса, поставленном в 1977 году в Театре на Малой Бронной».
До выхода фильма Веры Глаголевой «Две женщины» пьеса Тургенева «Месяц в деревне» никогда ранее не экранизировалась в России. Существовали только телеверсии двух спектаклей — в постановке Екатерины Еланской в Театре имени Ермоловой (1969, запись для телевидения в 1973 году) и в постановке Анатолия Эфроса в Театре на Малой Бронной (1977, запись для телевидения в 1983 году).
Вера Глаголева снимала свой фильм в живописных окрестностях Смоленска, в имении Михаила Глинки Новоспасское, где доподлинно были восстановлены интерьеры и внешний вид усадьбы в стиле русского классицизма середины XIX века.
В усадьбе Глинки всегда были оранжереи, выращивали в них диковинные для Смоленщины лимоны, абрикосы, даже ананасы. Но эти постройки не сохранились, и специально для фильма была построена новая оранжерея, уникальная по своей архитектуре и дизайну. Весь реквизит — подлинный, был собран из частных коллекций и антикварных салонов. Французский Дом Guerlain специально для съёмок фильма прислал точную копию флакона парфюма «Imperial» середины XIX века. Для главной героини были изготовлены изысканные украшения в стиле эпохи. Для оформления интерьеров и пошива костюмов, использовались натуральные ткани из коллекций старинных английских фабрик, лён, хлопок, шёлк, шерсть, батист, шёлковая чесуча, которая сейчас не применяется, и натуральный шёлковый газ. Всего было сшито 27 комплектов для основных персонажей. Зонтики брались в прокат в музее. Полностью изготовлялись головные уборы и обувь. В конце 2014 года костюмы к фильму демонстрировались на выставке «Две женщины. Предисловие», прошедшей в Пушкинском музее.
«Две женщины» — совместный проект России, Франции и Латвии, и актёрский состав получился международным. Так, Аркадия Ислаева сыграл Александр Балуев, Наталью Петровну — Анна Вартаньян (Астраханцева), Михаила Ракитина — англичанин Рэйф Файнс, компаньонку Лизавету Богдановну — француженка Сильви Тестю. Роль служанки Кати исполнила Анна Нахапетова, дочь Веры Глаголевой.
Анна Вартаньян — исполнительница главной женской роли
Анна Вартаньян — российская актриса театра и кино. Родилась 26 августа 1973 года в Саратове. Её отец — Михаил Вартаньян, врач-хирург, профессионально занимался живописью. Мать — Людмила Викторовна, домохозяйка.
В 1990 году Анна Вартаньян окончила театральный факультет Саратовской консерватории (курс Валентины Ермаковой). Начиная со второго курса играла в спектаклях Саратовского драматического театра, а по окончании учёбы пришла в его труппу. В числе спектаклей, в которых она играла, были «Чайка» Антона Чехов и «Белая гвардия» Михаила Булгаков.
В 1998 году Анна Вартаньян переехала в Санкт-Петербург вместе со своим мужем актёром Андреем Астраханцевым. В Санкт-Петербурге она служит в театре имени В.Ф. Комиссаржевской. Роли, сыгранные ей в этом театре, — Верочка (И. Тургенев. «Месяц в деревне), Миранда (У. Шекспир. «Буря»), Манон Леско (А. Дюма-сын. «Дама с камелиями»), Гермия (У. Шекспир. «Сон в летнюю ночь»). В 2008 году Анна Вартаньян была номинирована на премию «Золотая Маска» как сорежиссёр спектакля «Иванов» («Такой Театр», Санкт-Петербург).
Анна Вартанян активно снимается в кино — «Травести» (2006), «Сад» (2008), «Анна Каренина» (2008), «Всё началось в Харбине» (2012). Роль Натальи Петровны в фильме «Две женщины» стала для актрисы одной из самых известных.
При написании статьи использовались следующие источники:
1. Патапенко Светлана Николаевна. Природа конфликта в драматургии И.С. Тургенева ǁ booksite.ru.
2. Материалы сайтов samararakurs.ru, saratov-kultura.ru, teatrvfk.ru.