Найти тему
chtoikto

Сколько шлюпок спасли бы всех пассажиров Титаника?

Дорогие читатели, случайные и постоянные, всем прекрасного дня!

Кто из нас хотя бы раз не смотрел нашумевший и оскароносный фильм Дж. Кэмерона "Титаник"? Кто-то оплакивал трагическую судьбу героя Л. Ди Каприо, другой жалел тонны разбитой посуды в сценах крушения, а остальные задумывались"А вот если бы..."?. Аналогичный вопрос захватил тут и меня. А что если бы конструкторы и строители предусмотрели больше шлюпок? И если да, то сколько? Помните, героиня К. Уинслетт дискутировала об этом с главным конструктором на прогулочной палубе в день катастрофы?

Казалось бы, предусмотри строители в 2 раза больше шлюпок и всех бы удалось спасти. Но судьбе было угодно распорядиться иначе.

На Титанике всего было установлено 20 спасательных лодок - 16 обычных вместимостью на 65 и 40 человек каждая (14 и 2 шт. соответственно), и 4 складных на 47 пассажиров. Арифметика нам даёт такие цифры - 990 уместилось бы в стандартные шлюпки, и ещё 188 - в уменьшенные. Итого - 1178 пассажиров смогли бы спастись. Всего же в тот первый и последний рейс на судне находилось 2240 человек, включая членов экипажа. Получается, что в теории наличие и должное использование 40 шлюпок на Титанике могло бы спасти жизни всех, кто был на нем в ту роковую ночь. Что было бы на практике мы не узнаем никогда, к сожалению.

Тут есть одно но. У того самого Джеймса Кэмерона после выхода фильма-катастрофы осталось немало вопросов. И шлюпки - не исключение. Спустя 20 лет он вместе с командой технических специалистов провел ряд экспериментов и тестов, результаты которых позволили сдвинуть теоретические рассуждения.

Опытно-практическим путем команда Кэмерона установила, что среднее время подготовки шлюпки Титаника - 8,5 минут, включая раскладку брезента, посадки людей в спасательную лодку - 10 минут (это очень усредненная цифра, конечно же, поскольку поначалу, как мы помним, женщины и дети неохотно покидали корабль). Получается, что 18,5 минут ушло только на то, чтобы приготовить лодку и посадить в нее людей. Далее - команда прибавила примерно еще 20 минут на сам спуск до поверхности воды - экипаж не имел должного опыта спуска лодок и сам процесс протекал достаточно медленно. Получается 38,5 минут на одну шлюпку.

Теперь давайте немного порассуждаем. Титаник столкнулся с айсбергом в 23.40. Первая шлюпка (номер 7) покинула борт лишь спустя час примерно. Последняя (складная D) - ориентировочно в 02.05. Две из четырёх складных лодок смыло с борта - и их уже не успели нормально подготовить для отправки (одна из них оказалась перевернута и некоторые пассажиры и члены экипажа забирались на нее уже будучи в воде). Т.е. за полтора часа удалось спустить 18 из 20 шлюпок. По мере затопления и увеличения дифферента судна осуществлять эвакуацию становилось все проблематичнее - сначала пассажиры неохотно садились в лодки, потом в агонии отчаянно пытались в них попасть. Все это явно увеличивало время для спуска лодок на воду - тут эксперимент проводить не надо.

Кажется, это одна из складных шлюпок Титаника. Источник: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Titanic_lifeboat.jpg
Кажется, это одна из складных шлюпок Титаника. Источник: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Titanic_lifeboat.jpg

Какие выводы можно сделать?

Изначально Титаник предполагалось оснастить 32 спасательными шлюпками, но впоследствии от этой идеи отказались - в пользу комфорта пассажиров. Эта же мысль была обыграна и в фильме, если помните. К сожалению, не удалось найти информации, где предполагалось их размещать - стандартно вдоль борта или как-то рядом друг с другом. Первый вариант мог создать у людей впечатление, что мест еще достаточно и торопиться некуда - по воспоминаниям очевидцев после начала эвакуации пассажиры полагали, что это всего лишь учения (которые на самом деле должны были состояться, но их отменили) и явно не желали покидать теплые помещения. Второй вариант размещения шлюпок мог создать дополнительную "возню" - ожидание спуска основной лодки, крепление и подготовка следующей.

Собственно, к чему это? Я сейчас только предполагаю, но скорее всего наличие дополнительных шлюпок не помогло бы спасти больше пассажиров.

Как мы помним, спасательные лодки отходили от тонущего корабля с разной степенью заполненности - от 12 до 68 человек (другие источники утверждают даже о перегрузке в 70 человек). Вероятно, что большее количество шлюпок еще больше рассредоточило бы людей в них. Но есть и еще одно мнение. Так, в ходе британского следствия после катастрофы представитель Министерства торговли (а пассажирские суда находились в ведении этого ведомства) высказал предположение, что будь на Титанике наоборот меньше лодок, пассажиры активнее и охотнее садились в них, что привело бы к спасению большего числа людей. Как знать, как знать.

Время. Однозначно, вот то самое средство, которое помогло бы спасти гораздо больше пассажиров, если даже и не всех. Будь у Титаника больше времени, удалось бы спустить на воду все шлюпки и посадить больше людей. Будь у судна больше времени лодки не уходили бы полупустыми. Будь у корабля больше времени, Карпатия точно бы успела к месту трагедии (ей не хватило порядка 2,5 - 3 часов). Но времени в ту роковую ночь катастрофически не хватило.

Друзья, а как считаете вы?

До новых вопросов! Если материал вам понравился - буду благодарен за ваш лайк и подписку, чтобы не пропустить новые статьи.

Другие материалы о Титанике на канале:

  • Между первым и третьим...классом Титаника
  • Хвостато-пернатые пассажиры Титаника. Что с ними стало?
  • Судьбоносный рейс Титаника для будущего Олимпийского чемпиона

"Что и кто" - познавательный канал с 1000 вопросов и интересных ответов о нашей истории - прошлой и настоящей. Никакой политики и негатива. Кстати, на 48 уже ответил.