Найти тему

День первый. Увольнения работников.

Думала, с чего начать. Начну, пожалуй, с текущего дня. Чтобы нам ни рассказывали из телевизора, людей сейчас увольняют, и увольняют много и не по-человечески. Одно из последних обращений: человеку предложили написать заявление об увольнении по собственному желанию (в качестве бонуса две недели до увольнения оплатят, но на работу можно не ходить) или по соглашению сторон без каких-либо компенсаций "типа" завтра.

Вообще, несмотря на то, что наш российский трудовой кодекс считается одним из самых проработниковских кодексов, проблема в том, что он ни фига не работает. Не работает толком ни в сторону защиты работников, ни в сторону защиты работодателей. Потому что в бюджетном секторе права работников, за исключением морального насилия в виде участия в субботниках, обязательном голосовании и т.п., нарушают редко. А почему редко, потому что бюджетникам, в том числе и начальникам, по большому счету все равно, кто и как работает, потому что тратят они не свои деньги, а государственные (вообще-то это наши с вами деньги, но это мало кого волнует в бюджетном секторе рынка труда). А для предпринимателей трудовое законодательство крайне жесткое, оно не дает работодателю возможности легально гибко выстраивать свои отношения с работниками, поэтому когда надо кого-то уволить, проще пойти на нарушения, потому что в суд мало кто пойдет, потому что на юриста деньги нужны, да и в суды и возможность там добиться справедливости мало кто верит, а в помощь трудовой инспекции и подавно.

В ситуации увольнения работник также боится, что если будет отстаивать свои права, то потом в дальнейшем у него возникнут трудности с трудоустройством, особенно если он живет в небольшом городе или поселке. Там со сменой работы не пошикуешь.

К тому же у нас в обществе очевидно существует проблема коммуникаций. Мы совершенно не умеем договариваться друг с другом. Угрожать, выставлять ультиматумы, хлопать дверями умеем; на жалость давить умеем, хитрить, обманывать, а вот разговаривать, как взрослые уверенные в себе люди, не умеем.

Помню кризис 2008 года, когда сокращали на заводе до 2/3 работников, но никто не хотел с ними по-человечески поговорить, обсудить варианты, например, с отпусками за свой счет, с сокращенным временем работы, простоем и др. Нет, ультиматум и угрозы - вот наши методы:) А еще на каждом совещании напоминали: "скажите спасибо, что вы тут еще работаете"... Честно говоря, после такого работать не очень-то и хотелось.

Помню тогда же кладовщик один попытался отстоять свои права, так на него аж целого начальника службы охраны натравили, чтобы вопрос решил, а директор с кладовщиком побоялся поговорить:) Смешно. Уволили все-таки кладовщика.

Кстати этот человек, с истории которого я начала, дошел-таки до директора, но без толку. Как только он в ответ на предложение об увольнении предложил несколько иные условия (попросил два оклада с увольнением по соглашению сторон), его тут же мгновенно поставили на контроль прихода-ухода и попросили написать объяснительную, почему он отсутствовал на работе, кстати, в период удаленной работы (приказа о переходе на удаленку ему подписать никто не дал, как другим тысячам работникам этой организации, так что все они там в заложниках:)) Так что собственное нарушение трудового кодекса работодатель использовал против законопослушного работника, выполняющего распоряжения работодателя.

Если сейчас в кризис сузится рынок труда, то нарушений прав работников будет еще больше, и в суд за защитой никто не пойдет - будут беспокоиться о будущей работе, которую найти будет сложнее. Не знаю, как вы, но я не очень верю в возможность разорвать этот замкнутый круг. А решение должно быть одно: относиться друг к другу по-человечески и договариваться.