Найти тему

Почему произошла забастовка на «Садоводе»? Ответ торговца

Фото: Алексей Синяков
Фото: Алексей Синяков

20 июля на крупнейшем вещевом рынке Москвы произошла забастовка. По разным данным, от 100 до 500 человек вышли на стихийный сход, недовольные повышением арендной платы. «МП» узнала у предпринимателей, чем они недовольны и почему большинство из них планируют уехать с рынка

Оптово-розничный рынок «Садовод», расположенный на МКАД, был создан указом мэра Москвы Юрия Лужкова от 26 мая 1996 года. Он принадлежит группе компаний «Киевская площадь» миллиардеров Года Нисанова и Зараха Илиева — 38 и 37 строчки рейтинга российского Forbes соответственно. По данным того же издания, основной источник доходов «Киевской площади» является аренда недвижимости, доход от нее оценивается в $1,565 млрд.

Прошедшая забастовка — не первая конфликтная ситуация на рынке. 13 июля 2009 года торговцы также собирались в знак протеста против передачи их точек предпринимателям из Китая, сообщал «Интерфакс», несогласным с этим решением тогда было предписано покинуть рынок.

Забастовка завершилась днем, но уже вечером большинство торговцев отказались общаться с корреспондентом «МП», сославшись на то, что им запретили разглашать суть конфликта СМИ. Однако изданию все же удалось поговорить с несколькими участниками забастовки. «МП» публикует монолог предпринимателя из Киргизии, который рассказал о причинах и последствиях конфликта между арендаторами и администрацией.

Помещения, закрывшиеся после забастовки
Помещения, закрывшиеся после забастовки

Иван (имя изменено по просьбе предпринимателя): Каждый год цены для нас повышаются. Но именно в этом году мы решили выйти — потому что [случился] кризис и после карантина ни у кого денег нет. Два месяца мы совсем не работали, не имея заработка. И многие из нас ушли в минус на 100-200%. 

Стоимость аренды повышали постепенно. Эти повышения происходили почти каждый квартал: в начале года, в середине и [в его] конце. Когда [арендная плата росла] на 5, а когда и на 10 процентов. Вначале [открытия новых площадей], когда было мало арендаторов, цена была низкой, но когда нас становилось все больше, то росла и цена. 

Сейчас подняли ценник и тем, кто продает еду, и тем, кто торгует вещами. По моим данным, аренду повысили на 10-15%. 

-3

Мы продаем киргизский пошив [текстиль. — Прим. ред.]. Шьем в Кыргызстане сами, а потом везем на фурах в Москву и продаем. Грузовики арендуем. За доставку из Киргизии платим по 20-25 рублей за килограмм вещей (цена невысокая, потому что доставку осуществляет киргизский перевозчик). В месяц доставляем около 10-20 тонн в Москву. Доход с продаж считаем каждый день. Сейчас, после карантина, подсчитать сложно. Но до кризиса мы зарабатывали в день чистой прибыли от 20 до 50 тысяч. То есть у моей компании чистая прибыль в месяц составляла около миллиона рублей. Но эти деньги уходили на транспортировку, выплату зарплат швеям, продавцам (их средняя зарплата на рынке 1,5 тысячи рублей в день), грузчикам и бухгалтеру, — а на аренду уходила самая большая часть из этого. При повышении арендных ставок многие предприниматели не смогут платить прежнюю зарплату своим продавцам, часть из них будет вынуждена вообще их сократить. 

При этом здесь никто [из арендаторов] не повышает цены на товары. Потому что у нас очень высокая конкуренция — поднимешь цену, будут покупать у соседа.

-4

С утра на забастовку вышло около 500 человек [па данным РЕН ТВ, от 100 до 300. — Прим. ред. ]. Потом подошли сотрудники администрации рынка, которые начали лидеров [забастовки] гасить — сказали им, чтобы сегодня они забирали свой товар и больше здесь не появлялись. При этом у людей оплачена аренда. Вернут ли им деньги — я не знаю. Охранники следят за всеми, кого попросили покинуть «Садовод», чтобы они вывезли все вещи. Физических стычек не было.

-5

Часть арендаторов решила уйти с «Садовода» в знак поддержки, часть - потому, что просто не способна платить по выставленным условиям. Могу сказать, что сейчас с рынка уходят почти все люди из Кыргызстана. Всего с «Садовода», по моим данным, планируют уйти от 100 до 500 арендаторов, где-то так. Многие из нас уже договорились покинуть рынок до 31 июля.

Сейчас мы ищем другие оптовые пункты в пределах Москвы или рядом с МКАД. Часть предпринимателей планирует переехать на рынки помельче. На ТЯК «Москва», который находится недалеко [рядом с метро «Люблино»] никто не надеется — у него те же самые владельцы и вход нам туда заказан. Многие сейчас думают о переезде [торговых точек] в ТЦ Шелковый путь [рядом с платформой МЦД «Битца»]. Говорят, что там первые два месяца аренда бесплатная, а потом будет не такая высокая, как на «Садоводе».

-6

Слова предпринимателя из Киргизии подтвердили несколько опрошенных «МП» торговцев. В ГК «Киевская площадь» рассказали, что у рынка «Садовод» есть своя позиция по поводу конфликта:

«Во время пандемии (апреле и мае 2020 года) торговый комплекс «Садовод» предоставил своим арендаторам 80% скидку на период действия режима повышенной готовности. Такая мера позволяла бы многим арендаторам сохранить свой бизнес. Понимания сложность постпандемического периода администрация «Садовода» пошла навстречу своим арендаторам. Такая мера поддержки (80% скидка) была доступна им и спустя два месяца после возобновления работы. Арендаторов заранее уведомили о возвращении к прежним арендным ставкам, учитывая, что они вернулись к прежним объемам пользования торговыми и складскими помещениями». Владислав Новиков, генеральный директор ТК «Садовод»: «Мы помогли арендаторам пережить кризис и самоизоляцию. Даже сегодня мы идём на компромисс, входим в ситуацию, рассматриваем запросы арендаторов в индивидуальном порядке. Только вместе мы сможем не только вернуться на докризисный уровень, но и достичь новых ступеней развития».

«Московская перспектива» продолжает следить за ситуацией.