А еще крикета (не путать с крокетом), самого дешевого в мире интернет-трафика и сверхразвитого мобильного рынка
Русскоязычным пользователям сложно представить, какой стала Индия в 2020 году — страна с кинопленок Болливуда преобразилась до неузнаваемости. Население активно соперничает с Китаем за звание самой многочисленной нации. Бизнес-центры Дели, второго по величине после Мумбаи города Индии, могут дать фору нашей Москва-сити, а образование и технологии развиваются семимильными шагами, оставляя позади постсоветскую глубинку. Впрочем, коровы для индийцев до сих пор являются священными животными, а на склонах крутых горных массивов, как и сотни лет назад, произрастает чай «со слоном», которым баловали себя наши предки.
Индия условно разделена на 28 штатов и 8 союзных территорий, и такое разделение естественно — в каждом регионе говорят на разных языках и диалектах, могут исповедовать разные религии и верования. Столица Нью-Дели — развитый экономический центр, но существенный вклад в развитие страны также вносят туристические регионы. Ежегодно толпы туристов едут погреть бока на Гоа или полюбоваться на Тадж-Махал.
Развитие Индии сейчас напоминает резко-континентальный климат: перепады уровня жизни, будто температура где-то в Улан-Удэ, — от +40° до -40° за несколько месяцев. Красивые бизнес-центры заслоняют собой откровенные трущобы. Внутри новых зданий люди активно решают проблемы перенаселения и отсутствия жилья. В Индии существует система быстрого социального лифта — богатые помогают детям из бедных семей получить образование, стимулируя тем самым дальнейшее развитие страны.
Технический прогресс и дружелюбное отношение к гостям помогли индийцам повысить грамотность: в каждый дом, редко походящий на «дом» в нашем привычном представлении, ворвался интернет. Помимо мемов, котиков и мемов с котиками, он принес знания.
Если вы представили картинку, на которой сухой и загорелый индус с профилем Ганди бодро стучит по клавиатуре, забивая в «вики» слово штангенциркуль, то вновь промахнулись. Основной инструмент интернетизации Индии — мобильные устройства. Поставить компьютер большинству банально некуда, а вот планшеты и смартфоны удобно брать с собой хоть на плантацию, хоть в офис.
По статистике, на текущий момент в Индии более 560 миллионов пользователей Интернета — больше вновь только в Китае. При этом более 75% населения — это люди в возрасте до 45 лет. Не будем долго рассуждать, почему так произошло: средняя продолжительность жизни всего 69 лет (у развитых стран почти на 10 лет больше), а коэффициент рождаемости около 2,24 на одну женщину. Желание играть свойственно молодому организму. Например, владельцы кошек наверняка замечали, как игривы котята и какими флегматичными по отношению к шуршащему пакету на палочке становятся пожилые кошки. С людьми примерно также.
На такие огромные показатели серьезно повлиял мобильный оператор Jio, растянув Сеть по всем крохотным деревням и установив копеечные цены на трафик. Гигабайт в Индии стоит около 15 центов. При этом основная валюта, рупия, примерно равна рублю на мировой арене.
Отдельно стоит упомянуть о том, что в Индии очень большой процент играющих женщин. Слабый пол в этой стране не работает в привычном понимании — офисный работник-женщина это все еще удивительное зрелище. В итоге у девушек и детей гораздо больше времени на игры. Заметив эту особенность, крупный разработчик мобильных приложений King не только въехал на рынок со своей Candy Crush Saga, но и начал тестировать новые приложения исключительно на этом рынке. Конфеты, единороги, сладкая вата и радуга — каждая девушка сможет почувствовать себя принцессой, сидя на картонке со смартфоном в руках.
Хлынув в сеть, индийцы спровоцировали спрос на быстрые и нетребовательные к девайсам развлечения. Предприимчивые игроделы тут же создали десятки колоритных приложений, о которых вряд ли слышал русскоязычный человек. Большинство из них — карточные игры, вроде Indian Rummy и Andar Bahar. Это равносильно нашему изучению ПК через «Косынку» и «Солитер».
Особой проблемы с английским языком в Индии нет — он признан государственным наравне с хинди, то есть многим современным индийцам подходят все игры без дополнительной локализации. И всё же это не останавливает разработчиков от создания крохотных мобильных приложений на различных диалектах, чтобы охватить даже самые удаленные от бизнес-центров поселения. Игры выходят в том числе на маратхи, гуджрати и телугу.
Количество азартного контента в индийской Сети можно назвать проблемой — люди идут играть в покер и его азиатские разновидности, надеясь сорвать джек-пот. Все мобильные приложения, даже предлагающие «заработать», в этой стране легальны. Индустрия активно продает гайды по самым популярным играм и даже открывает виртуальные счета тем, кто сам не может этого сделать из-за низкой грамотности — это официальная услуга.
Сознательных граждан всё же гораздо больше. Чтобы не искушать себя выигрышем, индийцы развлекаются в безобидном Teen Patti Gold, где игра ведется «на фантики». По статистике это топ-3 по скачиваемости приложение в Индии, игра переведена на хинди и имеет очень высокий рейтинг в Google Play — 4,5 балла при 1,3 млн оценок.
В Индии отлично развит спорт, считающийся весьма почетным занятием. Страсть индийцев к соревнованиям также породила множество виртуальных аналогов, в особенности тех, где не приветствуется физическая нагрузка, ведь ее хватает во время рабочего дня. Одна из самых распространенных дисциплин в Индии, не удивляйтесь, крикет. Она популярнее футбола и тем более хоккея (если он не на траве), по очевидным причинам. Сайт фэнтези-лиги Dream11, который изначально был площадкой для прогнозирования матчей по крикету, один из самых трафиковых в стране. В Google Play есть множество приложений, помогающих играть в фэнтези-лигах Dream11 и собирающих за это копеечку.
Где спорт, там и его ближайший брат — киберспорт, молодой и перспективный. На втором месте по скачиваемости мобильных приложений в Индии — PUBG Mobile. Киберспортивная дисциплина, по которой проводятся крупнейшие турниры в индустрии, если не брать в расчет only-PC гигантов вроде League of Legends и CS:GO.
Турнирная система PUBG Mobile впитала в себя лучшее от своих старших собратьев: система ступенчатая, но при этом не закрытая. Можно побороться за место в официальной региональной лиге, будучи никому неизвестной командой новичков. Помимо региональный соревнований PUBG Mobile India Series, есть возможность показать себя в более крупном соревновании для Южной Азии, и в конце концов на чемпионате мира. На всех этапах есть вариант запрыгнуть в последний вагон, а при скромных результатах напитываться опытом в лигах пониже.
Такая система не только способствует конкуренции, но и позволяет известным киберспортивным брендам вкладываться в индийский мобильный киберспорт. Например, в PUBG Mobile India Series 2020 выступают команды под тегами usa Team SoloMid и 🇬🇧 Fnatic.
Хватает и собственных брендов, которые пока неизвестны на мировой арене, но уже имеют крупнейших спонсоров, которым позавидуют даже NAVI и VP, перебивающиеся с букмекера на букмекера. В 2020-м команда Celtz привлекла в партнеры организацию Galaxy Racer Esports из Объединенных Арабских Эмиратов, организаторов фестиваля GIRLGAMER Esports.
На первом месте пьедестала Google Play Индии стоит Free Fire — ещё одна мобильная королевская битва. Ответственна за её издание не компания-конгломерат Tencent, а более геймерская Garena из Сингапура, занимающаяся геймингом и киберспортом разных направлений на территории всей Юго-Восточной Азии. Не в последнюю очередь благодаря любви одновременно и китайской аудитории, и индийской, все турниры по Free Fire бьют рекорды по просмотрам.
В 2019 году финал чемпионата мира по Free Fire в пике собрал около двух миллионов зрителей, поставив таким образом рекорд по просматриваемости среди всех киберспортивных дисциплин, а не только мобильных. Именно в тот момент аналитики большинства крупных компаний выпустили метрики с прогнозами на будущее мобильного сегмента и восприняли его не только как серьезного конкурента ПК-геймингу, но и вариант для заработка вне координат разработки игр по типу «шариков».
В июне 2020 года прошел менее крупный чемпионат по Free Fire — Asia All-Stars, который суммарно собрал около 20 млн просмотров. Таким результатом могут похвастаться разве что Worlds и The International.
Примечательно, что при своей любви к королевским битвам в целом и детищу Garena в частности, первые места на многонациональных чемпионатах Индия не занимает. Возможно, дело в неопытности — те же китайцы покоряют киберспорт много лет, а индийцев можно назвать нубами. На всех этапах команды из Индии отхватили по «бронзе», но были тепло встречены фанатами.
Слишком большая любовь индийцев к мобильным играм и развлечениям уже становится поводом для волнений. Да, для индустрии это хорошо, хорошо для крупных корпораций вроде Tencent и мелких разработчиков, создающих игры методом ctrl+v и разгоняющим трафик по прочим ветвям глобальной Сети. Однако индийская армия усмотрела в пристрастии едва ли не заговор со стороны Китая.
Китай с Индией не слишком дружат, в подробности вдаваться не будем. Однако большинство мобильных приложений сами индийцы не разрабатывают — да и никто не разрабатывает по-настоящему крупные тайтлы в обход Tencent и Garena, будем честны. И даже TikTok, и тот китайский. С ним тоже возникли проблемы. Власти Индии посчитали, что мобильные приложения, сделанные в Китае, способны нанести «ущерб суверенитету и целостности Индии». Постановление, запрещающее распространение на территории страны 59 приложений, уже принято на рассмотрение. Пока не ясно, насколько киберспортивная история Индии пострадает от этого, но есть шанс, что сильно — PUBG Mobile на первых позициях списка.
В 2015 году Индия была 155 страной по объемам мобильного трафика. Сейчас же она гордо стоит на первом месте.