Рассказом Александра Яшина "Рычаги" , о котором было упомянуто в предыдущей статье, критический интерес советских писателей к положению в советской деревне в 50-е годы не ограничился. И хотя рассказ Яшина подвергся очень серьезной критике, эта тема продолжала отражаться в советской литературе. И содержание этих произведений было гораздо более критичным. чем в рассказе "Рычаги". Но никаким преследованиям их авторы не подвергались, их произведения не запрещались. И эти произведения даже незамедлительно экранизировались. Вот ведь какой парадокс. В 1958 г. ленинградский писатель Даниил Гранин опубликовал повесть "После свадьбы", а в 1962 г. на киностудии "Ленфильм" кинорежиссер Михаил Ершов снял по сценарию Даниила Гранина одноименный кинофильм "После свадьбы".
Ленфильмовского кинорежиссера Михаила Ершова не надо путать с его младшим коллегой и однофамильцем, украинским режиссером Константином Ершовым. Михаил Ершов снял такие фильмы, как "Попутного ветра "Синяя птица", киноэпопею "Блокада", "Дожить до рассвета", "В старых ритмах" и абсолютный шедевр советской мелодрамы "Родная кровь".
Повесть Д. Гранина "После свадьбы" как-то заслонили другие его романы и повести, которые более на слуху - "Иду на грозу","Однофамилец","Дождь в чужом городе", Картина", "Зубр". Но это нисколько не умаляет достоинства этого произведения. Для своего времени это было очень смелое и интересное многоплановое произведение рассказывающее и о необоснованных репрессиях "времен культа личности", и о только-только наступивших "тех десяти годах" Н.С. Хрущева.
Действие повести начинается весной 1954 г. вышло постановление февральского- мартовского 1954 г. Пленума ЦК КПСС " О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель". Основной упор государственной политике делается на освоение целинных и залежных земель, именно туда направляются гигантские материальные и технические средства.На освоение Целины из городов направляется множество специалистов и комсомольцев-добровольцев. А русское Нечерноземье в очень плачевном состоянии. И поэтому туда тоже, хотя и не в таких объемах направляются люди и техника.
Из всей очень объемной повести автор сценария и режиссер выбрали всего одну из сюжетных линий, связанную с одним из главных героев повести Игорем Малютиным.
Молодой техник-механик одного из ленинградских заводов Игорь Малютин недавно окончил техникум, работает над усовершенствованием фрезерного станка, только что женился на работнице того же завода Тоне, молодожены получили большую 22-х метровую комнату в новом заводском доме, обустраиваются, но тут судьба делает крутой поворот в их жизни.
Игорь и Тоня счастливы, в семье идеальные отношения, никаких ссор. Живи и радуйся. Редко такое показывали в советском кино. Должны быть между молодыми супругами конфликты. Но тут их нет. Поэтому конфликт приходит извне. На завод приходит разнарядка из райкома комсомола отправить в самую отстающую в Новгородской области Коркинскую МТС инженера-механика на должность заведующего ремонтными мастерскими. И выбор пал на комсомольца Игоря Малютина.
Подумал, подумал Игорь и поехал на село, чтобы доказать "дезертиру", что и среди городских есть крепкие парни. И Тоня вместе с ним с радостью поехала. Она то представляла жизнь на селе, как в фильме "Кубанские казаки", где овощей- фруктов завались и колхозники на роялях все поголовно играют. Природа, чистый воздух- лепота и пастораль, одним словом. Но в реальности все оказалось не так.
Ремонтные мастерские в МТС, начальником которых приехал Игорь, находились в самом упадочном состоянии. Уникальный фрезерный станок, которых на его заводе было всего четыре, стоит почти под открытым небом и ржавеет. Трудовая дисциплина на самом низком уровне. И у самого Игоря никакого авторитета перед подчиненными, он же сельхозтехнику никогда в глаза не видел.
А начальник МТС и главный инженер такие же, как и он, мобилизованные партией на подъем села. Начальник - бывший главный металлург крупного завода, а главный инженер - крупный инженер конструктор из НИИ.
И вот молоденькому технику-механику с ленинградского завода, никогда не жившего в деревне, не видевшего трактор и комбайн, никогда никем не руководившим, предстоит командовать матерыми сельскими трактористами и ремонтниками, которые после войны из ничего создавали эту ремонтную базу. И кто он для них - просто пацан с дипломом.
И опять встает вопрос, как заставить человека работать. Вот Игоря заставили поехать на село начальником ремонтных мастерских, вырвали с корнем из привычной обстановки, где у него была любимая работа, квартира со всеми удобствами, комфортабельный для жизни город. А поехал он в деревню, где в 10 вечера уже отключают свет, надо топить печь, воду носить из колодца, а на работе заставить работать распустившихся подчиненных и заново создавать ремонтную базу. Привезли в деревню, поставили начальником, а теперь крутись, как знаешь. Ты теперь начальник, все должен уметь и обеспечить план.
И не один он такой, сотни специалистов, никогда не занимавшихся сельским хозяйством, по партийной и комсомольской разнарядке вот так мобилизовали на село. А другого выхода для быстрого подъема сельского хозяйства просто не было. Надо было сделать рывок. Вот потому и поехал Игорь, который вначале категорически не хотел ехать на село, так как понял, что-то кто-то должен делать это дело. Да, бежит народ из деревни в город, а его послали из города поднимать деревню. Конечно, обидно. Но не может же он быть таким же, как этот "дезертир" Тихон Чудров.
Кто-то из таких мобилизованных сбегал, кто-то спивался, как главный инженер МТС, но Игорь выдержал. И очень ему в этом помогла жена Тоня. Нету в этом фильме банальных ссор между мужем и женой - куда ты меня привез, что мне тут делать, здесь и пойти некуда и не к кому и наряды новые некому показать. Нет, Тоня в этом фильме полностью поддерживает мужа. Поэтому и у Игоря постепенно все стало налаживаться на работе. Подтянул дисциплину, начал строить новое здание, технически стал переоснащать мастерские. И народ в него поверил.
А Тоня поехала в Ленинград сдавать сессию. Она учится заочно на 2 курсе политехнического института. И вот ближе к финалу авторы решили семейную идиллию Игоря и Тони маленько подвергнуть испытаниям, а то слишком хорошо- это нехорошо.
Но Игорь уже не может предать дело, которое ему поручили, и один уезжает обратно в деревню.
Вот такой добротно сделанный фильм с великолепными актерами, интересным, очень актуальным на тот момент сюжетом. Без лакировки и упрощенчества показывающий тогдашнюю жизнь.
И маленький музыкальный бонус из 1962 г., когда снимался фильм. Песня Новеллы Матвеевой из кинофильма "Половодье", режиссер Искра Бабич, та ,что "Мужики!" через 30 лет сняла, тоже на сельскую тематику. Поет замечательный советский актер Валентин Зубков. Вполне эта песня подошла бы и для фильма "После свадьбы". Та же Тоня могла ее петь под гитару зимним сельским вечером.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.