А в ненастные дни
Собирались они
Часто.
Гнули, Бог их прости,
От пятидесяти
На сто.
И выигрывали,
И отписывали
Мелом.
Так в ненастные дни
Занимались они
Делом.
А. С. Пушкин
Таков эпиграф А. С. Пушкина к "Пиковой даме". Что же скрывает за собой данный эпиграф и какую разгадку к содержанию всего произведения он даёт?
Это стихотворение, сочинённое Александром Сергеевичем, является пародией на "Ты скажи, говори... " - произаедение, написанное декабристами К. Рылеевым и А. Бестужевым. И современниками здесь легко угадывалось ритмическое и стилистическое сходство двух произведений. Содержательный первоисточник эпиграфа весьма прозрачно намекал на убийство Петра III,инспирированное его женой Екатериной, и на удушение Павла I. "Курносый злодей", о котором говорится в первоисточнике, - Павел I. А помог русским людям избавиться от этого курносого злодея не столько Бог, сколько вполне конкретные люди, имена которых авторам этой песенки, как и самому Пушкину, были доподлинно известны.
Таким образом, избрав эпиграфом к первой части "Пиковой дамы" шуточный стишок о карточной игре, написанный в форме продолжения крамольной песенки Рылеева и Бестужева, Пушкин вероятнее всего подразумевал, что некогда существовали люди, подобные главному герою его произведения - Германну: решительные, смелые, сильные (те, что действовали до подавления декабристов) . Они участвовали в большой политической игре: совершали перевороты, революции. Но наступили времена жёсткой реакции Николая I. И теперь удел этих личностей (вспомните, у Германа профиль Наполеона! ) - совсем иная борьба - за карточным столом.
Так что ничего случайного в тексте художественного произведения просто быть не может. И такая существенная деталь, как наполеоновский профиль Германна, неоднократно упоминаемый в тексте произведения, является одним из важнейших связующих элементов в спектре изучения идейного наполнения сюжета "Пиковой дамы".