Найти тему

Город, которого нет. Комсомольск на Балтике

руины города
руины города

Большинство моих статей было про мое личное подворье, про содержание домашней птицы, но мне хочется рассказать об истории края, которую мало кто знает и от которой скоро просто совсем ничего не останется.

Приблизительно лет семнадцать-восемнадцать назад мы с мужем перебрались жить на Сойкинский полуостров в Кингисеппском районе Ленинградской области.

Кому интересна эта история можно подробности прочитать в другой моей статье https://zen.yandex.ru/media/derevenka_vozle_porta/davaite-poznakomimsia-5eb965ee6123004431e0c592

Первые несколько лет мы кочевали по окрестным деревням на съемном жилье и меня заинтересовало, что за руины встречаются в лесу, если идти по направлению к заливу.

вот такая штука была в деревне Сменково метрах в двухста за нашим домом
вот такая штука была в деревне Сменково метрах в двухста за нашим домом

Первый дом мы снимали в деревушке Сменково, где на тот момент было всего пять домов, в трех из них жили пожилые женщины, все родственницы. Поскольку человек я любопытствующий, я стала расспрашивать их о прошлом, что это за развалины и почему дорога просто ведущая мимо деревни вниз к морю вымощена булыжником.

вот такие дороги были в окрестных деревнях и просто в лесу
вот такие дороги были в окрестных деревнях и просто в лесу

Особо разговорчивая баба Маша рассказала мне, что сама она приехала сюда после войны, выйдя замуж и, что до войны здесь был город, который взорвали, но некоторые постройки все же оставались еще не тронутыми и они с мужем несколько лет, пока не построили свой дом жили в остатках клуба, который был вот как раз рядом с этим круглым бетонным сооружением.

в 50-е 60-е годы были еще вот такие остатки зданий
в 50-е 60-е годы были еще вот такие остатки зданий

Ее соседка баба Аня рассказывала, что в Сменково как раз было КПП закрытого военного города , но местную молодежь и детвору пускали в клуб на кино и танцы перед войной.

Вообще наш край - рыбацкий, испокон веку народ жил рыбным промыслом и даже с приходом Советской власти почти в каждой деревне организовали свой маленький рыбацкий колхоз, потом эти колхозы объединили и получился большой и богатейший рыбколхоз "Балтика", который имел не только свой флот для промышленного лова рыбы, но и свой рыбоперерабатывающий комбинат, который выпускал консервы "килька в томате" и "шпроты". Славились эти консервы по всему Союзу, потому что были сделаны в из натурального и свежего сырья.

Но после войны количество окрестных деревень существенно сократилось, какие-то просто не стали возрождать и, возможно, просто не осталось в живых их жителей.

Так что кругом деревень были хвойные боры и смешанные леса. А в них, если идти к заливу, лес был поделен на "квадраты" мощеными и просто дорогами, среди них и попадались развалины.

Оказалось, что перед войной здесь усиленно строилась военно-морская база "Ручьи" для балтийского флота и закрытый, как это часто делалось в советское время город для строителей и инженерно-технического персонала. Также в народе прижилось название этого города " Второй Кронштадт" и или строительство 200.

несколько лет назад за деревней Ручьи
несколько лет назад за деревней Ручьи

Поскольку, территория города и базы была закрытой, местные жители только могли догадываться, как происходило строительство. Но кое-что все же они видели: строительные работы вели заключенные вроде бы двух лагерей, мужского и женского, и иногда эти заключенные пытались убежать, тогда на их поиски отправлялись конвоиры с собаками и подводами, на которых потом везли обратно тела. Численность заключенных была 10000 - 20000 человек по современным исследованиям.

На берегу залива раньше можно было увидеть большие валуны, в которых были выдолблены углубления. Зимой долбили эти дырки, потом заливали туда воду, она замерзала и разрывала камень, который потом использовали для мощения дорог.

Город с водой и канализацией и кирпичными зданиями частично был построен.

и еще руины
и еще руины

Хотя в это время районный центр Кингисепп не мог похвастаться такими удобствами и дома там были в основном деревянными

на берегу залива остался вот такой коллектор
на берегу залива остался вот такой коллектор

Вдоль берега залива параллельно было проложено две железнодорожных ветки, которые соединялись в другими железно дорожными путями. Как рассказывали, во время войны немцы в районе деревни Котлы "зажали" наш бронепоезд, но он смог выехать как раз на пути базы Ручьи и ускользнул от преследования. Потом эта история трансформировалась в легенду о том, что последний состав из базы заехал в тоннель в районе деревни Логи и остался там навечно, потому что въезд и выезд взорвали. Были люди, которые пытались найти этот тоннель и поезд, но ничего не нашли.

-8

Были построены на берегу не только причалы, но выкопана под сухой док часть залива, которую потом стали называть "Новая гавань"

-9

Сейчас можно найти довольно скудную информацию, но из которой видно, что это должна была быть крупнейшая база военно-морского флота на Балтике, потому что такие базы, Как Гельсингфорс (Хельсинки), Ревель (Таллин), Либава (Лиепая), которыми пользовался еще царский флот по
Тартускому договору 1920 года были потеряны, потому что изменилась граница.

Однако до начала войны работы не были закончены и город и все причальные сооружения были взорваны нашими отступающими войсками

-10

остатки причальной стенки, взято из открытых источников

После войны ничего восстанавливать не стали и местные жители разбирали мощенные дороги и остатки сооружений для своих нужд

остатки Авроры, тоже из открытых источников
остатки Авроры, тоже из открытых источников

В 1993 году замостили плитами площадку и сделали небольшой пирс и на этом работы закончились. Но много лет подряд, как рассказывает мой муж, который работал матросом в рыбколхозе, военные суда еще приходили к причалам и заправлялись чистой водой, которая еще подавалась к берегу еще по старым довоенным коммуникациям, очевидно, у них еще были схемы, как в лесу расположены задвижки.

-12

С течением лет, все что было в море поразбивало штормами, на земле постарались люди, хотя некоторые сооружения были построены настолько качественно, что отломать кирпичи не получалось, поэтому какие-то остатки и сохранились до наших дней.

Но теперь с со строительством нового порта Усть-Луга, который частично располагается и на территории бывшего города, уже практически не осталось и этих последних руин.

-13

Но все же всегда интересно знать историю края, в котором живешь, тем более такую героическую. Жаль только, что подробную информацию найти у меня так и не получилось.

Есть буквально несколько статей, где приблизительно одна и та же информация есть в кратком виде, но это есть в общем доступе и я не стала ее пересказывать. Кому интересно: http://alternathistory.com/vtoroj-kronshtadt/ . И довольно подробно здесь есть информация про затопленный корпус Авроры.

Спасибо, что дочитали статью до конца, дорогие читатели! Жду ваших комментариев и лайков