Уже 15 лет исполнилось фильму, который многие успели полюбить, другие - забыть, а третьи вообще не смотрели и мало что потеряли. Это я о первой части “Хроник Нарнии”, а именно: о “Льве, колдунье и волшебном шкафе”. Добрая сказочка, которая шла на волне успеха “Властелина колец”, в принципе особыми открытиями не порадовала, да и не должна была. Это такое семейное кино, которое детям сойдет, а взрослым - подремать.
Это было время компьютерных свершений в кинематографе, графика достигла очень приличного уровня. Если сравнить 1995 и 2005, то виден очень большой прогресс. Сейчас анимации в фильмах еще больше, но на глаз рост качества уже не так заметен. В “Хрониках Нарнии” же бобры выглядят как настоящие. Впрочем, чего это я? Я ж никогда вживую бобра не видел, только на видео.
Английские детишки по ошибке попадают в сказочную страну. Они вообще-то просто хотели спрятаться в шкафу. Но вот досада - из него ведет ход черт знает куда. А там злая колдунья, говорящие звери, отважный лев. Хм, где-то я все это уже встречал.
Фэнтези смотрели во многом ради визуальных эффектов. Сегодня они уже не впечатляют, зритель избалован. А больше фильму удивить нечем. Есть там и библейские аллюзии. Так, благородный лев Аслан (ударение на первый слог, хищник не с Кавказа) приносит себя в жертву, чтобы искупить грехи человечества. В Евангелии этот сюжет смотрелся как-то убедительнее и психологически достовернее. Здесь же как просто странный эпизод. Царь зверей пришел к колдунье и молча дал себя заколоть. А потом воскрес (кто бы сомневался?) и заявил, что не на такого напали. К чему это все было? Ну так, чтобы эрудицию публики проверить. Жаль, что Аслан не попросил никого вложить персты в его рану.
Во второй части христианская параллель продолжится. Аслана давно никто не видел. Но самой младшей героине кажется, что она его заметила. При встрече он задает ей вопрос, почему она не пошла за ним. Собственно, Иисус однажды подал всем пример и призвал следовать Его праведным путем. Жаль, что люди по-своему поняли Его слова. Благородный лев не спешит в этот раз вмешиваться в дела нарнийцев. Ничто не повторяется. Давайте уж как-нибудь сами. Что, не справляетесь? Ну ладно, тогда уж... И тут вражеское войско смывает водный поток. Здесь вам и всемирный потом, поглотивший нечестивцев, и сомкнувшиеся над головой фараоновой конницы воды Красного моря.
В первом фильме саги, конечно, есть немного занудства: один из британских детишек оказывается предателем, сдает всех за рахад-лукум и старается изображать Кая при Снежной королеве. Но колдунья вместо слова “вечность” в разобранном виде дает ему кандалы.
Фильм был достаточно успешен: собрал более 700 миллионов долларов в прокате при бюджете в 180 миллионов. Правда, в расходной части обычно не указывают рекламу, а она может удвоить или даже утроить сумму. Но, думаю, картина “отбилась” в прокате. Следующая часть “Принц Каспиан” (так хотелось верить, что там про Каспийское море) оказалась менее доходной. Но останавливаться уже было поздно.