В последнее время опять активизировались телефонные мошенники, работающие по старым схемам развода доверчивых людей. Расскажу о самых популярных.
1. «Служба безопасности Сбербанка».
Вариант 1. Обычно на телефон звонит девушка (или уверенный мужчина, что намного реже, ибо женский голос вызывает доверие), обращается по имени-отчеству и сообщает, что с карты был осуществлён перевод денежных средств на имя абсолютно незнакомого человека. Однако «служба безопасности» среагировала и платёж временно заблокирован. Расчёт идёт на то, что «терпила» испугается и обрадуется одновременно, времени на раздумья ему не оставляют. Чтобы отменить операцию, нужно «вот прям щас» пойти к банкомату и набрать определенную комбинацию, вставив карту, или сообщить код из пришедшего СМС. Как не трудно догадаться, деньги моментально списываются, а номер телефона, с которого был осуществлён звонок, заблокирован. При звонке на горячую линию Сбербанка выясняется, что помогать не собираются-деньги были переведены добровольно.
Совет: Не ведитесь на «быстрее-скорее, действовать нужно срочно, иначе деньги уйдут», а отключиться и перезвонить по номеру, указанному на банковской карте.
Вариант 2. Если «терпила» говорит, что карты этого банка у него нет, «сотрудник службы безопасности» говорит, что могла произойти утечка данных из других банков (хм, а как это взаимосвязано с причиной звонка?) и спрашивает, есть ли карты других популярных банков. Если есть, то радостным голосом сообщается, что сейчас переключат на «сотрудника службы безопасности» этого банка (как будто у них есть связь). И дальше по схеме.
2 «Мама, приезжай ты меня забери у меня неприятности»
Как показала практика, на это до сих пор ведутся не только пенсионеры, но и молодые. Примерно один на десять пенсионеров. Одна женщина даже не предпенсионного возраста несколько раз переводила мошеннику деньги, с каждым звонком сумма росла, пока она не догадалась спросить «племянника», когда у неё день рождения. После этого вопроса «племянник» отключился и заблокировал ее номер.
При звонке мошенник обычно либо представляется популярным именем, либо ждёт, что его «узнают», на вопрос «Это кто» отвечают либо «Я», либо «Ты чего , родственников не узнаешь?». Деньги просят перевести или на чужой номер телефона, или на чужую карту, т.е. не принадлежащие лицу, за которое мошенник себя выдаёт.
Совет: договоритесь с близкими родственниками, особенно с пожилыми, о «Коде доверия», фразе или слове, ответе на вопрос, который подтвердит, что звоните именно вы. Это может быть любая информация, которую знаете только вы. Например, я использую определенные знаки препинания в начале смс-сообщения с чужого номера (смс тут же удаляю ) или быстро перехожу на другой язык общения.
Берегите свой кошелёк и помните, что мошенники не стоят на месте, а попасться на развод может и умный-бдительный-молодой