Высшее образование критикуют не только в России — претензии, которые предъявляют к нему за границей, по сути, те же самые (причем достается мастодонтам вроде Гарварда, Стэнфорда и Кембриджа). В этой статье мы попытались предугадать, что произойдет с миром высшего образования в XXI и какие тенденции выйдут на первый план.
Что с ним не так: проблемы высшего образования
Устаревшая система
Выпускники выходят из стен вузов с формальными данными, которые они учили по устаревшим учебникам, без полезных междисциплинарных навыков или soft skills. Их умения и знания быстро устаревают: закон технического ускорения прогресса никто не отменял, и в XXI веке технологии несутся вперед все быстрее и быстрее, и высшее образование должно за ними угнаться — а не выходит. Разработка учебных программ — дело долгое, вот и получается, что программу, скажет, начали разрабатывать в 2013 году, а в 2015, когда она готова показаться студентам во всей красе, ее информативность уже поблекла, курс нуждается в доработке.
Однобокость знаний
В среднем, по современной статистике, выпускник XXI века за свою карьеру сменяет 5 профессий — но учился-то он только одной! И подобная «неуниверсальность» выливается боком: приходится учиться новому на ходу, приобретая информацию кусочками, клочками, биться в поисках хорошей работы: ты хотел быть профессионалом, когда выпускался, а выясняется, что ты еще по-прежнему желторотый птенчик, который изо всех сил пытается не упасть в полете.
Излишняя академичность, отсутствие «soft skills»
Сейчас мир высшего образования — структура чрезвычайно подвижная, текучая: недостаточно 5 лет корпеть за учебниками, чтобы потом стать востребованным специалистом. Вы должны научиться учиться! И очень часто на первый план выходят не академические знания, а дополнительные навыки:
- творческий подход к задачам и проблемам
- эффективный тайм-менеджмент
- умение работать с информацией (искать, каталогизировать, систематизировать)
- критическое и аналитическое мышление
- гибкость ума и готовность к новым технологиям — да вплоть до эмоциональной эмпатии.
И всему этому вузы тоже должны учить своих студентов, если хотят выпускать востребованных специалистов.
Как же можно решить эти назревшие проблемы? Мы выделили несколько ярких тенденций, которые смогут буквально совершить революцию и привести вузовское образование к стандартам будущего. Давайте разбираться!
Междисциплинарность
Как было раньше: когда образование (высшее в частности) только появлялось, люди стремились упорядочить хаос вокруг себя. Они систематизировали данные и окружали сферы наук: математика, литература, искусство, естественные науки, техника и другие. Каждая область самостоятельно развивалась и углублялась, и специалисты в одной сфере могли быть совершенными профанами в другой — царствовала узкая специализация.
Видя предметы и события только с одного ракурса, мы формируем узкий взгляд и не можем взглянуть на картину целиком. Потому-то междисциплинарный подход применяется уже даже в школах: например, изучается историческое событие — и одновременно литературные произведения того времени, взгляд писателей на происходящее: субъективная и объективная оценка рассматриваются наравне. Причем сегодня смешение дисциплин может происходить свободно: например, гуманитарные + технические дисциплины!
Это дает более глубокое, основательное, правдивое восприятие, помогает найти новый ракурс зрения (например, для решения давней задачи), активно развивает критическое мышление. Европейские и американские вузы уже активно предлагают своим студентам минимум 2 основные дисциплины (которые и будут первыми отмечены в дипломах) — Россия пока отстает и выбирает единичную главную специальность, но стремится обеспечить множество доп. курсов, факультативов, смежных направлений и элективов.
Активные методы обучения, интерактивность
Как было раньше: профессор в непросвещенные годы Средневековья и вплоть до XXI века был кладезем знаний, непререкаемым авторитетом. Потому и обучение заключалось в постулате «слушай этого умного главного и запоминай».
Сегодня интернет дает нам неограниченные возможности для познания и поиска информации, так что педагоги — уже не единственные источники знаний. Потому на первый план выходит интерактивное обучение: дискуссии, дебаты, исследования, обмен мнениями, практические занятия. Студент самостоятельно анализирует и делает выводы, решает реальные проблемы и кейсы — а педагог только направляет его по необходимости, стимулирует, а не заставляет его учиться.
Конечно, полноценно это работает только в небольших группах — сложно вести дискуссию со всем потоком в 150 человек — и бросает вызов преподавателям. Они теперь должны придумывать новые форматы и перестраиваться, гибко и быстро меняя форму занятий под конкретных учеников, группу, специальность и тему. Хороший педагог — это не самый знаменитый специалист, а тот, кто про эту специальность может рассказать так, чтобы его услышали все до единого.
Свободы и ответственность
Аспект перекликается с предыдущими: все больше свобод выбора дается ученикам, разрушая закостенелую схему обучения. Студенты сами выбирают, какие предметы они хотят изучать, сколько часов им уделить, выбрать ли побольше практики, добавить ли смежный предмет. Такая учебная траектория не только более эффективная сама по себе: она воспитывает в студентах ответственность и вовлеченность, повышает мотивацию — они осознают ценность того, что изучают, и не чувствуют, что им преподают «из-под палки».
Диджитализация, смешанные формы и удаленная учеба
Игнорировать в образовании современные технологии и технику было бы странно, согласитесь? Современным студентам жить с ними долгие годы, так что и учиться их использовать они должны начать как можно раньше. Онлайн-платформы, записи уроков и электронные библиотеки как дополнение к очному формату многократно повышает эффективность, оптимизирует временные затраты и труд преподавателей. Очень популярно, например, изучение теории удаленно, а практика и сдачи важных экзаменов — очно, с тем, кто может поправить и направить в нужное русло. Сухая теория уходит на удаленку, а на первое место выходит творческий поиск, исследования и обмен мнениями между реальными людьми.
Глобализация
Конечно, тренд не новый, но пандемия коронавируса показала, насколько тесно связаны все страны между собой! Высшее образование — не исключение: международный рынок труда, возможность удаленно работать или учиться из другой страны мира — вот она, глобализация.
- Активно развивается практика двойных дипломов: отучился на едином курсе бакалавриата — получил одновременно дипломы Америки и Новой Зеландии, России и Англии, Великобритании и Сингапура
- Выпускники бакалаврских программ все чаще уезжают получать магистерскую степень в другую страну, в другой вуз. Этому помогает огромное количество стипендий и грантов — в зависимости от выбранного языка можно подобрать множество бесплатных магистерских программ
- Международные рейтинги считают вузы по общим критериям, невзирая на «родину»: это побуждает вузы, например, России, не почивать на лаврах, а стремиться вслед за успешными американскими или английскими коллегами
- Программы обмена студентами — новая реальность: поступив в вуз США, вы можете отучиться семестр в Китае или Германии. Швейцарские высшие школы гостеприимства также часто предлагают варианты обучения в нескольких странах (кампусы одной сети), прохождение практики в нескольких европейских государствах.
Заключение — но это не конец
Да, все эти проблемы назревали давно, и велись уже поиски решений — но пандемия COVID-19 подстегнула лучшие умы: пора, пора сориентироваться в новом мире и определиться, каким путем мы пойдем. Уж если Кембриджский университет решил впервые в своей истории (!) перейти на онлайн-формат лекций, то и остальные игроки образовательного сектора должны подтянуться — иначе слабые неминуемо вылетят с дистанции. Консерватизм больше не в тренде.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Почему США и их союзники процветают, несмотря ни на что?
✅ Бесплатный сыр — только в мышеловке. Как в СССР ухитрялись выдавать бесплатное жилье?
✅ Британский экзамен A-level (математика): сравнение с ЕГЭ и американским SAT