В истории мирового кино полно всяческих курьезных лент. С дурацким, нарочито неправдоподобным, даже безумным сюжетом, с невероятным смешением жанров и пренебрежением здравым смыслом. Большая часть таких фильмов раньше показывалась в дешевых окраинных киношках, потом отправлялись direct to video и терялась в массе кино-макулатуры. Но некоторые становились культовыми, и "Миллион лет до нашей эры" (One Million Years B.C., 1966) - одна из таких картин. Что же сделало эту забавную безделку предметом культа?
Всерьез обсуждать сценарий этой "вампуки" невозможно. В одну кучу смешаны - доисторические дикари с жуткими нравами, гигантские монстры и динозавры Юрского периода, племя древних "амазонок", невероятные приключения и даже катастрофическое землетрясение в финале. Научность, аутентичность, правдоподобность - не про это фильм, даже если вы готовы к серьезным компромиссам в вопросах логики. Зато!
Зато! Начнем с того, что автор спецэффектов этой ленты - кудесник Рэй Харрихаузен. Тот самый, который "оживил" циклопов в "Седьмом путешествии Синдбада", добавил еще больше чудищ в "Золотом путешествии" и произвел на свет - вернее на экран - самых впечатляющих анимированных монстров Голливуда 50-60-70-х.
Сейчас покадровая анимация кажется наивной рядом с чудесами компьютерной графики. Но представьте реакцию зрителей лет 50 назад! Динозавры Харрихаузена двигались как живые и были так же убедительны для зрителей 60-х, как супер-эффекты Спилберга (кстати, сначала "Парк Юрского периода" планировали снимать по технологиям старины Рэя).
В "Миллионе лет..." Рэю дали развернуться - тут и гиганты, вымершие миллионы лет назад, и схватки динозавров, и смертельный поединок ящера с человеком. В общем, зрителю не самого высокобюджетного кино продемонстрировали все достижения индустрии спецэффектов 60-х.
Зато! Странно для приключенческого боевика - кто вспомнит мужские роли этого фильма? Да, были какие-то мускулистые дядьки в шкурах. Дрались, рычали. Но кто хоть раз видел эту fantasy - вряд ли забудет команду крутых доисторических леди в кожаных и меховых бикини!
И во главе доисторических "феминисток" - неподражаемая Ракель Уэлч, один из главных тогдашних секс-символов. Фигуристая сексуальная красавица-блондинка в откровенных по тем временам (я имею в виду 60-е прошлого века, а не эпоху ящеров) нарядах. Пусть все это было откровенной ерундой с точки зрения здравого смысла - красотки в бикини на фоне динозавров и девственной природы били зрителей наповал!
Самое удивительное - этот опус о дикарях и сексапильных "амазонках" попал в советский прокат! Помню переполненный зал московского "Иллюзиона" в начале 80-х. Захватывает дух от волнения, когда на экране "живые" динозавры. Перехватывает дыхание, когда девушки в бикини грациозно борются за выживание в доисторическом мире! Мы еще не видели шоу Ракель в Лаг-Вегасе и не знали о ее статусе секс-символа, но мужская часть зала вздыхала в унисон ее походке.
С одной стороны, фильм совершенно дурацкий. С другой - обаятельный. Ни на что не претендующий. И при этом по сравнению со скромным бюджетом - очень приличная мировая касса. И до сих пор культовый статус фильма - реален. А это не так мало для непритязательного доисторического приключения полувековой давности.