Перед нами вторая часть публикации, посвященной парсийским Башням молчания. Информация собрана из очень-очень многих источников. Везде я попыталась четко указать, что и откуда. Ничего не придумано.
Видео в начале публикации прелюбопытнейшее!
Погребальные ритуалы
После смерти к телу подводят собаку. Предпочтительно собака должна быть четырехглазая, (то есть с пятнами над глазами, считается, что это повышает эффективность взгляда). Ритуал повторяется пять раз в день. После первого раза, в комнату вносят огонь, где он и горит три дня после того, как тело уносят в дакхму или башню молчания. Тело обязательно выносят днем.
Внутренняя часть дакхмы – это три концентрических круга, каждый из которых предназначен соответственно для мужчин, женщин и детей. Тела кладутся обнаженными. У стервятников уходит час или два на то, чтобы обклевать всю плоть с костей. А кости, в свою очередь, высушенные солнцем, смываются в колодец в центе башни. Раньше кости хранились в оссуарии (астодан), что оберегало их от дождей и животных. Утро четвертого дня – это самое торжественное время в погребально ритуале, ибо именно в это время душа усопшего попадает на тот свет и общается с божествами, которые и совершают суд над ней.
Меня заинтересовал этот отрывок из книги Дорошенко Е. А. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк) упоминанием виноградной лозы.
«Так как символом Ахура-Мазды всегда являлся огонь, ни один обряд не обходился без него. Огонь находился и в помещении умирающего, но отгороженный виноградной лозой, чтобы «насу» и злые дэйы не касались огня. В то же время и сам огонь по представлениям зороастрийцев служил средством «усмирения демонов». У постели умирающего постоянно находились два священнослужителя, но один читал молитву вблизи огня, а другой давал выпить глоток священного напитка хаомы или гранатового сока для придания бодрости тому, кто был обречен на смерть»…
Меня давно интересовал символизм винограда в сессии Дугласа Паддифута 1973 года и во всем известном клипе I Want To Break Free. Безусловно впечатления раннего детства не могли не оставить отпечатка в таком восприятии винограда. Совершенно не европейская концепция. Для нас виноград связан с Дионисом, вакханалиями, с плодородием. Я не касаюсь сейчас христианской трактовки винограда, говорю лишь про античность. А у зороастрийцев, как оказалось, это растение-оберег от демонов, едва ли не сильнее самого огня. Очень интересная цитата!
https://history.wikireading.ru/300729
Термин «Башня молчания» – это неологизм, приписываемый Роберту Мэрфи, который работал на Британское Колониальное Правительство в Индии в 1832 году в качестве переводчика. Этот перевод, не дословный перевод слова «дакхма», как утверждает Британская Энциклопедия. Самое ранее упоминание похоронного ритуала мы находим у Геродота. Историк пишет, что эти ритуалы были секретными и туманно намекает, что они происходили после того, как тело таскали собаки или птицы, а затем зороастрийские священнослужители бальзамировали тело воском и укладывали в траншеи. Хотя, как в восточном, так и в западном Иране были обнаружены оссуарии (хранилища костей), относящиеся в 4-5 векам до нашей эры, утверждать, что эти кости были собраны после ритуального склевываниями птицами нельзя. В то же время были найдены погребения с телами, намазанными воском. Некоторые могилы правителей династии Ахеменидов также доказывают, что из тела не были выставлены на башнях молчания.
Одна легенда, включенная великим персидским поэтом Фирдоуси в Шахнаме (Книгу царей), гласит, что сам Заратустра была погребен в могиле в городе Балх (современный Афганистан).
К слову, Заратустра (Зороастр) почитался масонами, отсюда и опера Моцарта Волшебная Флейта, где он олицетворяет мудрость и свет.
Первое письменное свидетельство описываемого нами ритуала мы находим в хрониках эпохи Сасанидов (3-7 века нашей эры), а сами башни молчания впервые упоминаются аж в 16 веке.
В Иране башни молчания были запрещены в 1970-х годах, как опасные для окружающей среды, богатые зороастрийцы в Иране стали хоронить своих покойников в бетонных могилах, дабы избежать соприкосновения гниющего тела со стихиями. В Индии этот ритуал до сих пор практикуется. Но вопрос об уместности такой практики все чаще поднимается самими членами парсийской общины. Как мы поняли из видео, популяция грифов стремительно вымирает из-за отравления диклофенаком. Именно этот момент и делает ритуал потенциально опасным. К 2008 году популяция стервятников снизилась на 99%, то есть перерабатывать трупы стало просто некому.
А вот статья из газеты The Guardian Смерть в городе.
Сколько еще проживет традиция, которой 3000 лет? - спрашивает автор.
Цена на недвижимость на холме Малабар такова, что краснеют даже жители Манхэттена – 1000 фунтов за квадратный фут. Но 54 акра на этом холме не продаются – там, среди сада, которому 300 лет, стоят Башни молчания.
Оставив в стороне мрачные подробности, утверждает газеты, сама церемония стремительна и экологически безопасна.
Мифологическая подоплека также смягчает сам ритуал: космическому переходу души помогает мистический взгляд стервятника, а скармливание мертвого тела птицам считается последним актом милосердия зороастрийца.
А вот, что The Guardian пишет про популяцию стервятников.
- «Угроза не исходит от департамента здравоохранения муниципальной корпорации или внешнего протеста. Она исходит от главного аксессуара системы дохменашини (видимо, небесного погребения). Численность стервятников в Индии постоянно снижается из-за разрушения среды обитания, вызванного этим всесильным агрессором, урбанизацией. Но это ускорилось благодаря животноводческой версии препарата Диклофенак, разработанной в начале 1990-х годов. Она оказалась токсичной для стервятников, питающихся бычьими тушами. Препарат был запрещен в мае 2006 года, но к тому времени он уничтожил 95% этих птиц. И погрузили башни молчания - и стареющее парсийское сообщество - в бурную полемику».
А несколько лет назад в Индии разразился скандал, связанный с Башнями молчания. Некая Дхун Бария опубликовала фото неразложившихся трупов, предположительно в Башне. О требованию самой парсийской общины была собрана комиссия для расследования этого происшествия. Эта идея вызвала ужас у правоверных парсов, ибо иноверцы не могут заходить в саму башню, а допускаются лишь в окрестности. Но обвинения в очаге антисанитарии в самом центре одного из богатейших районов Мумбаи были серьезны. Комиссия подтвердила, что все совершено безопасно.
Возникла даже идея разводить птенцов стервятников искусственно. Но сотрудничество с Оксфордским университетом в этой области провалилось.
Тогда была найдена другая альтернатива. Мощные солнечные концентраторы, иссушающие труп за полчаса. Но сами парси не захотели, чтобы мистический глаз стервятника был заменен продуктом современной технологии.
Традиционализм - это залог безопасности стареющего сообщества, прежде всего в вопросах будущей жизни. Дахма представляется единственным посредником для истинного зороастрийца. Строгие ритуалы и молитвы, произносимые в «бунгли» Дунгервади, где семья остается закрытой в течение трех дней, гарантируют беспрепятственное прохождение души через мифический мост Чинват - и помогают живым достичь очищения.
Тем не менее, ритм жизни меняется, меняются подходы и отношения, и исчезнувшие стервятники, видимо, все же простимулируют изменение в традиционной системе парсийского погребения.
И напоследок отрывок из статьи Сапура Ф. Десея История бомбейских парси.
- Как работают Башни Молчания
- Окружность дакхмы, конструкции без крыши, с одной железной дверью с замком и стеной высотой около 18 футов, составляет около 300 футов. Для хищных птиц, таких как стервятники, может быть меньше, но ненамного.
- Расположение и сечение дакхмы
- Конструкция имеет высокий плинтус, около 8-10 футов, внутри ступени, предназначенные для размещения тела. Внешний ряд для мужчин, центральный для женщин и самый внутренний для детей. В середине находится колодец - просто яма, вымощенная каменными плитами - диаметром около 150 футов или меньше, чтобы соответствовать размеру дакхмы.
- Тело раздевают, одежда впоследствии уничтожается, и само тело утилизируется в течение часа множеством птиц, главным образом стервятников, и остаются только кости, которые затем убираются в называемый бхандар. Как правило, кости оставляют на несколько дней высохнуть под палящим солнцем перед удалением.
- Возникает вопрос - куда уходит гнилостные субстанции и что с ними происходит? Четыре пристройки выступают из внутренней части дакхмы. Это каналы, связанные с колодцем или бхандаром. В самом дальнем конце каждого канала находится еще одна скважина. Они расположены за пределами дакхмы. Каждая внешняя скважина содержит толстый слой песка и угля. Гниющие останки, вымываемые дождями, всасываются фильтрующим материалом и останется там, пропуская только воду. Кости, подверженные воздействию воздуха, воды и тепла, полностью высыхают и разрушаются.
Ну вот, вроде как мы рассмотрели все досконально. Не самая приятная тема, но прелюбопытная!
Далее будет перевод небольшого фильма о парсийской общине на Занзибаре, которой уже практически не осталось.
И еще одно «напоследок»
Информация об исчезающих с нашей планеты грифах и роли, которую они играют в экологии.
https://nat-geo.ru/nature/pozhirateli-mertvykh/
https://polit.ru/article/2013/03/17/ps_diklofenak_attacks_india/
#интересные факты #freddie mercury #история #индия #зороастризм