Чтобы понять, почему дети не понимают математику, проведите простой эксперимент.
- Вы наверняка знаете квартиру, в которой живете?
- Может быть сможете нарисовать точный план?
- Возможно, даже посчитать площади отдельных комнат?
- Вероятно посчитаете площади, даже если комнаты - не идеальные прямоугольники?
Я уверен: вы знаете свою квартиру.
А теперь закройте глаза и просто прогуляйтесь по ней.
Ясна мысль?
Знать или чувствовать? Вот вопрос ...
Иван Павлов утверждал:
"Мышление ... ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций.
Значит каждая маленькая первая ассоциация - это и есть момент рождения мысли."
Чувствуете? В связи с внешними раздражителями! Которые "чувственно воспринимаются". Особенно, если лбом о косяк ))
Любая теория хороша, если опирается на нечто более твердое, чем слова.
Ленина цитировать не модно, а педагогов - глупо
И все-же мыслил В.Ленин глубже, чем "светила" педагогики, такие, как Эльконин с Давыдовым, разработавшие "всемирно известную теорию развивающего обучения". И даже, возможно, глубже, чем Л.Г.Петерсон, автор "широко известного" учебника по математике ))
Так вот: "обогатив свою память знанием богатств, которые выработало человечество", В.Ленин сформулировал:
"От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» ". (В.Ленин, "Философские тетради")
А что такое обучение, как не познание ребенком истины?
Но в нынешние методы обучения вмонтировали противоестественную, уродливую идею "обучении от абстрактного к конкретному". А идею наглядности, чувственной воспринимаемости базовых понятий забыты начисто.
При том, что (добавлю язвительно) и Эльконин и, особенно, Давыдов к месту и не к месту густо посыпали свои творения цитатами классиков Марксизма - Ленинизма.
Видимо, пытались опереться. Но поскользнулись.
Ясность VS усложнения
В прошлой статье мы говорили об усложнении текстов учебников.
- Слова на что-то указывают.
- Дети в определенном возрасте понимают лишь определенные слова. И только до определенного уровня.
"Дистрибутивность", "Коммутативность" и прочая околонаучная (для того возраста) абракадабра вызывает у детей естественное отторжение, отрыжку. Как пища, переварить которую человек не способен.
Отрыгнув математику однажды, ребенок приобретает длительный иммунитет, внутренне протестуя против того, чтобы даже смотреть в ее сторону.
"Понятие - продукт переработки чувственно воспринимаемых образов реальной действительности". Не помню, кто сказал, но это очевидно )
И.Павлов доказал это на собаках, но любой из нас знает, о чем идет речь. Особенно, после Нового Года с бесконечными салатами с майонезом.
Первый образ - самый сильный
"Детская природа требует наглядности" К.Д. Ушинский
- Если первый образ, связанный с математикой, мутный, то с чем будет ассоциироваться Царица наук?
- Что сможет понять, ребенок, если даже смотреть на "это" отказывается?
"Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету" К.Д.Ушинский
Не правда ли, простое объяснение непонимания простейшей математики, дробей, процентов и задач "Про Машу и Петю" современными школьниками?
И, не правда ли, простой выход из непонимания для тех, кто его ищет?
Сделайте обучение своих детей математике ясным, наглядным и "чувственно воспринимаемым". И, не исключено, что позже ваш ребенок заинтересуется математикой. А если нет, то "хотя бы" научится думать. Что в школе ему не грозит.
С широко открытыми глазами
... С широко открытыми глазами, даже ночью (пока жена спит) вы легче дойдете до холодильника. И шишку о ближайший угол не набьёте.
С обучением все то же самое.
Дальше будет еще интереснее и полезнее.
Предыдущая статья по теме: "Мутные воды школьной математики"