Найти в Дзене

Математика: понимание VS усложнения

Оглавление

Чтобы понять, почему дети не понимают математику, проведите простой эксперимент.

  • Вы наверняка знаете квартиру, в которой живете?
  • Может быть сможете нарисовать точный план?
  • Возможно, даже посчитать площади отдельных комнат?
  • Вероятно посчитаете площади, даже если комнаты - не идеальные прямоугольники?

Я уверен: вы знаете свою квартиру.

А теперь закройте глаза и просто прогуляйтесь по ней.

Ясна мысль?

Прогулка по квартире: эксперимент по математике (с сайта pixabay.com)
Прогулка по квартире: эксперимент по математике (с сайта pixabay.com)

Знать или чувствовать? Вот вопрос ...

Иван Павлов утверждал:

"Мышление ... ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций.
Значит каждая маленькая первая ассоциация - это и есть момент рождения мысли."

Чувствуете? В связи с внешними раздражителями! Которые "чувственно воспринимаются". Особенно, если лбом о косяк ))

Любая теория хороша, если опирается на нечто более твердое, чем слова.

Ленина цитировать не модно, а педагогов - глупо

И все-же мыслил В.Ленин глубже, чем "светила" педагогики, такие, как Эльконин с Давыдовым, разработавшие "всемирно известную теорию развивающего обучения". И даже, возможно, глубже, чем Л.Г.Петерсон, автор "широко известного" учебника по математике ))

Так вот: "обогатив свою память знанием богатств, которые выработало человечество", В.Ленин сформулировал:

"От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» ". (В.Ленин, "Философские тетради")

А что такое обучение, как не познание ребенком истины?

Но в нынешние методы обучения вмонтировали противоестественную, уродливую идею "обучении от абстрактного к конкретному". А идею наглядности, чувственной воспринимаемости базовых понятий забыты начисто.

При том, что (добавлю язвительно) и Эльконин и, особенно, Давыдов к месту и не к месту густо посыпали свои творения цитатами классиков Марксизма - Ленинизма.

Видимо, пытались опереться. Но поскользнулись.

Ясность VS усложнения

В прошлой статье мы говорили об усложнении текстов учебников.

  • Слова на что-то указывают.
  • Дети в определенном возрасте понимают лишь определенные слова. И только до определенного уровня.

"Дистрибутивность", "Коммутативность" и прочая околонаучная (для того возраста) абракадабра вызывает у детей естественное отторжение, отрыжку. Как пища, переварить которую человек не способен.

Отрыгнув математику однажды, ребенок приобретает длительный иммунитет, внутренне протестуя против того, чтобы даже смотреть в ее сторону.

"Понятие - продукт переработки чувственно воспринимаемых образов реальной действительности". Не помню, кто сказал, но это очевидно )

И.Павлов доказал это на собаках, но любой из нас знает, о чем идет речь. Особенно, после Нового Года с бесконечными салатами с майонезом.

Первый образ - самый сильный

"Детская природа требует наглядности" К.Д. Ушинский
  • Если первый образ, связанный с математикой, мутный, то с чем будет ассоциироваться Царица наук?
  • Что сможет понять, ребенок, если даже смотреть на "это" отказывается?
"Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету" К.Д.Ушинский

Не правда ли, простое объяснение непонимания простейшей математики, дробей, процентов и задач "Про Машу и Петю" современными школьниками?

И, не правда ли, простой выход из непонимания для тех, кто его ищет?

Сделайте обучение своих детей математике ясным, наглядным и "чувственно воспринимаемым". И, не исключено, что позже ваш ребенок заинтересуется математикой. А если нет, то "хотя бы" научится думать. Что в школе ему не грозит.

С широко открытыми глазами

... С широко открытыми глазами, даже ночью (пока жена спит) вы легче дойдете до холодильника. И шишку о ближайший угол не набьёте.

С обучением все то же самое.

Дальше будет еще интереснее и полезнее.

Предыдущая статья по теме: "Мутные воды школьной математики"