Петр I является одним из наиболее видных правителей России за всю многовековую историю нашей страны. При этом его фигура в отечественной исторической науке остается дискуссионной в течение многих лет, ещё со времён существования Российской империи. Поэтому неудивительно, что существует, как минимум двойственность восприятия Перта I в современном общественном мнении.
Так как с одной стороны Петр I сумел провести модернизацию страны, Россия одержала победу в Великой Северной войне, получила доступ к Балтийскому морю, была создана новая европейская столица Санкт-Петербург. Но с другой стороны все эти свершения были осуществлены ценной многочисленных жертв, среди простого люда Российского царства, а после и империи. Поэтому неудивительно, что среди «государственников» Петр I считается образцом правителя, создаются образы «царя-реформатора», «царя-работника». Но среди либеральной части исследователей, Петр I не редко получает такие эпитеты как «тиран», «деспот». Это связано также с тем, что всё-таки он расправился даже с собственным сыном Алексеем Петровичем. А у старообрядцев образ Петра I, это вообще образ «антихриста». Следует сказать, что про Петра I было много слухов, так как он был одиозной фигурой. Поэтому неудивительно, что на свет появилась книга «Подлинные анекдоты о Петре Великом» Я.Я. Штелина, в которой были собраны истории, ходившие о Петре I через несколько десятилетий после его смерти. Но всё же, как же оценивали Петра I его современники, каким представлялся его исторический портрет?
Чтобы сформировать целостное представление о том, каким его видели современники, обратимся к его внешнему виду. На данный момент сохранилось несколько описаний внешности царя. Так в книге, изданной в Лейпциге (1713), один из очевидцев сообщал о внешности русского царя:
«Его царское величество высокого роста, стройного сложения, лицом несколько смугл, но имеет правильные и резкие черты, которые дают ему величественный и бодрый вид и показывают в нем бесстрашный дух. Он любит ходить в курчавых от природы волосах и носит небольшие усы, что к нему очень пристало. Его величество бывает обыкновенно в таком простом платье, что если кто его не знает, то никак не примет за столь великого государя. Он не терпит при себе большой свиты, и мне часто случалось видеть его в сопровождении только одного или двух денщиков, а иногда и без всякой прислуги».
После посещения Франции в 1717 году там появляется такое сообщение:
«Царь очень велик ростом, несколько сутуловат и имеет привычку держать голову немного вниз. Он смугл, и в выражении лица его есть что-то суровое...».
О том, что царь обладает высоким ростом говорят нам и записки сержанта Никиты Кашина в которых он пишет:
«…сам читал Апостол, голос сиповатой, не тонок и не громогласен, лицом смугл, ростом не малым, сутуловат; когда от пристани идет до церкви, из народу виден по не малому росту, головою стряхивал».
Таким образом, все очевидцы обращают внимание, что царь обладал высоким ростом, достаточно смуглой кожей и при этом выглядел достаточно сурово.
Если же обратиться к воспоминаниям современников о том как одевался ПетрI, то возникает противоречивая картина. Например, как уже было написано выше, в воспоминаниях изданных в Лейпциге в 1713 году написано, что царь носил простое платье. В воспоминаниях Кашина мы встречаем следующее описание:
«...ходит пешком, летом в кафтане, на голове картус черной бархотной, а в осень в сертуке суконном серонемецком, в шапке белой овчинной кал-мытской на выворот».
Но при этом Брикенер пишет о том, что в день приема послов Генеральными штатами Пётр оделся по-европейски, как придворный кавалер: на нем был синий с золотом костюм, белокурый парик и шляпа с белым пером. Хотя тут же есть упоминание о том, что в Англии, при посещении Вильгельмом III апартаментов, отведенных Петру и его свите, царь был одет в московское платье. Соответственно по сообщениям современников у царя не было единого стиля в одежде, он мог появиться в совершенно простом платье, либо мог одеться по последней европейской моде.
Далее обратимся к культурной политике Петра I. Культурная политика Петра Великого обычно рассматривается как решительный разрыв с прошлым. Примером такой политики служили меры, направленные на европеизацию привычки русских к груму и одежде, проводимые по воле самодержца без учета настроений русского населения. Печально известный указ Петра о бритье бороды уже давно символизировал радикальный и насильственный характер его политики. Петр резал бороды, вводил новые одежды, ношение париков, ломал старые уклады в обществе - и мы говорим, что он приобщил Россию к европейской культуре, позволил дворянству выделиться из общей массы.
Царь уже в 1699 году, считал необходимым упразднить старомодный русский язык платье и приказал всем своим подданным, мужским и женским, в Москве и в другие города, чтобы одеваться на манер европейских христианских стран, а также брить бороды.
Это вызывало достаточно большое возмущение в боярской среде и у простого народа. Хорошо известно, что в XVI-XVII веках большинство россиян считало бритье грехом. По мнению жителей России того времени, бритье бороды развратило образ Божий, сотворивший человека по своему образу и подобию. Поэтому того кто брил бороду, ожидали вечные муки. Строгие запреты на бритье бороды были найдены в Стоглаве и Кормчей книге, а также в текстах, приписываемых Максиму Греку и Патриарху Адриану.
Точно, почему такой указ принял Петр I не известно. Так некоторые объясняли инициативу царя демонстративным разрывом со старыми московскими ценностями, основанным на желании сблизить русских с иностранцами. Другие рассматривали петровское бритье бороды как борьбу с суеверием. Были и те кто, считал, что с помощью постановления о бритье бороды Петр банально хотел наполнить государственную казну, так как с финансовой точки зрения, это был один из новых законов, приносящих доход.
По сообщению современника Петра I губернатора архангельской губернии Курбатова, Многие продолжали носить бороду, оказывая тем самым пассивное сопротивление политике Петра I. Хотя среди бояр были и те, кто спокойно сбрили бороды, заняв скептическую позицию по отношению к идее, что бритье бороды может как-то повлиять на спасение души человека. В истории сохранилась история о боярине Гнусине. Так боярин сбрил бороду по указу Петра Великого, а крестьянин по имени Борис Петров увидев его без бороды заявил:
«Я бы обезглавил человека, который приказал сбривать бороды!».
Встречаются многочисленные воспоминания о том, что этот указ привел к тому, что многие считали его «антихристом». При том, что в петровские годы за такие обвинения в адрес царя сурово наказывали, применялись телесные наказания, ссылки, казни.
Еще одна часть культурного реформирования Петра I, также вызывало пассивное сопротивление среди бояр и дворян. Это сопротивление было вызвано указом Петра I об образовании детей из этих социальных слоев.
Петр I принимал самые энергичные и решительные меры к тому, чтобы дать образование в первую очередь дворянским недорослям и тем самым подготовить их для несения службы в рядах руководящей военной и гражданской администрации.
Указ Петра I от 19 июля 1715 г. гласил, что если кто то донесет о том, что кто-нибудь из дворянских недорослей не явился на смотр в указанное время, то тем, кто донес на нарушителей :
«.... доносителям все их пожитки и деревни отданы будут бесповоротно».
Но и став школьниками, дворянские недоросли под всякими предлогами стремились уклониться от учебы и уехать в свои деревни или же женились.
Теперь обратимся к оценке общей деятельности Петра I. Так среди многих дворян ходило мнение о том, что своим примером царь давал образец службы не только государству, но и самой самодержавной власти. Вышедший из крестьянской семьи Посошков всячески восхвалял Петра и превозносил его дела. Нартов, вышедший из посадской среды, называл Петра «земным богом». Преподнося Петру титул императора, канцлер Головкин говорил, что русские «из небытия в бытие произведены» только трудами Петра. Ему вторили Неплюев, утверждавший:
«На что в России не взгляни, все его началом имеет», и Феофан Прокопович, говоривший, что Петр «всю Россию, каковая уже есть, сделал и создал» и, уйдя от мира, «дух свой оставил нам».
Но такое мнение встречается не только у соотечествинников. Так Английский инженер Дж. Перри писал:
«Царь обращает особенное внимание на то, чтобы его подданные сделались способными служить ему во всех этих делах. Для этой цели он не жалеет трудов и постоянно сам работает в среде этих людей.»
Известный французский политический деятель и писатель Сен-Симон в своих мемуарах дает русскому царю следующую характеристику:
«Все обнаруживало в нем чрезвычайную обширность познаний и что-то постоянно последовательное. Он удивительно умел совмещать в себе величие самое высокое, самое гордое, самое утонченное, самое выдержанное, и в то же время нимало не стеснительное, как скоро он видел его обеспеченным перед другими. Царь умел совмещать это величие с учтивостью, которая также отзывалась величием; эту учтивость властелина он наблюдал повсюду, оказывал всем и каждому, но всегда в своих границах, смотря по достоинству лица»
Следующую оценку деятельности Петра дал Брауншвейг-люнебургский посланник Фридрих Христиан Вебер в труде «Преображенная Россия»:
«Никто, хорошо знающий этого монарха, не станет оспаривать, что он первейший и разумнейший министр, искуснейший генерал, офицер и солдат своего царства, ученейший из всех русских богословов и философов, хороший историк и механик, искусный кораблестроитель и еще лучший мореход. Но во всех этих знаниях имеет он очень ленивых и из-под палки действующих учеников. Военную часть поставил он на такую превосходную ногу и своих солдат (в особенности пехоту) довел до такой славы, что они не уступят никаким другим в свете, хотя, впрочем, имеют большой недостаток в хороших офицерах.»
Таким образом, исторический портрет Петра I глазами современников неоднозначен. Так как его образ, меняется в зависимости от сословия современника. Для «нового дворянства» Петр I это создатель Российской империи, который создал её благодаря своей воинской стратегии и решительному реформированию всей жизни в России. Безусловно, в российском обществе и за границей были те, кто безмерно поддерживал Петра Великого во всех его начинаниях. Их привлекала активная деятельность Петра I, было заметно невооруженным глазом как он преобразуют России, и делает её великой империей, хотя и ценной великих жертв.
Но не все слои населения были довольны политикой Петра I. Так не все бояре были восторженны деятельностью Петра I, так как для них он выступает в качестве разрушителя их образа жизни. В среде крестьян о царе циркулировали различные слухи, но в любом случае портрет царя был негативным, так как его образ, как и его идеи, не совпадали с мнением народа, о том каким должен быть настоящий русский царь – православным с бородой, уважающий традиции русского народа. Поэтому неудивительно, что появлялись даже идеи о подмене царя, или идеи о том, что он является «антихристом».
Обобщая информацию, мы можем сделать следующие выводы о царе: он был велик ростом, смугл и суров; он стремился изменить традиционный уклад жизни на европейский манер; он был чрезвычайно активным, и сам стремился во всем принять участие.