Найти в Дзене
киНоНостальгия

Как Рязанов пленил зрителей и разъярил критиков "жестоким романсом" о "бесприданнице".

"Бесприданница" (1936)
"Бесприданница" (1936)

Шедевр Островского был экранирован в 1936-м году. Однако за полвека почтенная черно-белая классика безнадежно устарела для массового зрителя. И в 1984-м знаменитый комедиограф Эльдар Рязанов выпустил новую версию "Бесприданницы" - цветную двухсерийную ленту с романсами и кучей звезд советского кино даже в эпизодических ролях.

В свои золотые годы Рязанов блестяще владел искусством привлечения зрителей - и "Жестокий романс" оправдал ожидания. Народ с энтузиазмом принял "не комедийную" ленту Рязанова и валом повалил в кинотеатры. А по итогам зрительского голосования журнал "Советский экран" признал "Романс" лучшим фильмом года!

"Жестокий романс" (1984)
"Жестокий романс" (1984)

Зато "серьезная" критика не оставила от "Романса" камня на камне. Помню разгромные статьи того времени. Ругали Рязанова и литературные критики за "опошление" драматургического шедевра, и кинокритики за то, что тот снял "мелодраму" (тогда у "высокой" критики это звучало чуть ли не оскорблением) вместо серьезного "обличительного" кино о подлых нравах провинциального купечества и трагедии чистой бедной девушки.

Забавно, что ругали режиссера (он и автор сценария) аккурат за то, чем он мастерски привлек в кинозалы десятки миллионов зрителей. Рязанов верно просчитал секреты зрительского успеха - прямо как голливудский профи с чуткой продюсерской жилкой!

"Обрыв" (1983)
"Обрыв" (1983)

Русскую классику тогда экранировали регулярно, но довольно редко эти ленты становились хитами проката. Вот, к примеру, качественная картина "Обрыв" по роману Гончарова, вышедшая за год до рязановского триумфа - хороший режиссер Венгеров, отличные актеры, добротная постановка. Но фильм прошел без особого успеха. И правда, многим ли зрителям 80-х, которые ломились на "Пиратов XX века", "Экипаж" и "Москва слезам не верит", были интересны сюжеты из жизни дворянства столетней давности?

"Жестокий романс" (1984)
"Жестокий романс" (1984)

Прозорливый Рязанов сменил название пьесы - и сразу обозначил смену акцентов и даже жанра (этого ему критика не простит). "Бесприданница" - это что-то из "школьной программы", "скучная" классика про каких-то купцов. А Рязанов предлагает свою трактовку - чувственную мелодраму, даже круче - романс! И не просто романс - а "жестокий"! Это значит знойные страсти, любовь и ревность, предательства и унижения и в финале - кровь! Зрители сообразили, что приготовил им Рязанов - и благодарно заполнили кинотеатры. Для критиков же превращение пьесы из репертуара Малого Театра в "жестокий романс" сыграло роль красной тряпки! И они ответили дружным залпом разгромных рецензий.

"Жестокий романс" (1984)
"Жестокий романс" (1984)

Экранизации пьес рискуют показаться слишком "театральными" - ведь они изначально предназначены для сцены со всеми ее ограничениями. Понимая это, Рязанов сделал все, чтобы "Романс" выглядел как первостатейное настоящее кино - зрители должны видеть, за что заплатили свои кровные, да еще за две серии! Рязанов выпустил "бесприданницу" из замкнутых декораций. Вот вам эффектные проезды по уездному городу под бравурные мелодии Андрея Петрова, вот гонки на колесных пароходах, вот Волга-матушка и потрясающие пейзажи речных просторов, вот цыгане с песнями и плясками! Зритель получил не скромненькую камерную экранизацию пьесы, а большое кино, мелодраму почище заграничных!

"Жестокий романс" (1984)
"Жестокий романс" (1984)

Какой фильм Рязанова без песен? Тем более лента с таким названием! И зрители получили первоклассную музыку, включая те самые "романсы", которые тут же стали шлягерами. А "Мохнатый шмель" и "Напоследок я скажу" сверх-популярны до сих пор, 30 с хвостом лет после премьеры.

Песни, как говорится, ушли в народ, но это все равно не "искупило грехи" Рязанова перед суровой критикой. "Цыганщина" - и такое определение часто встречалось в рецензиях на "Жестокий романс".

"Жестокий романс" (1984)
"Жестокий романс" (1984)

Наверное, это тот самый случай, когда стоит закончить публикацию словами про то, что "время все расставило по своим местам". Листаю раритетные подписки "Искусства кино" тех лет (как раз тогда начал собирать свою кино-библиотечку) - какие кипят страсти! Можно ли так обращаться с великим наследием? Позволительно ли из национальной классики делать - фи! - мелодраму? Могут ли герои Островского петь романсы в окружении цыган?

Прошло 36 лет. Кто сейчас вспомнит те жаркие дискуссии и убийственные отзывы критиков? Сколько "верных духу оригинала" экранизаций давно и благополучно забыто? А фильм Рязанова.... есть ли неделя, когда его не крутит очередной телеканал?