На протяжении 17-18 веков между сиуязычными индейцами из Каролины и Вирджинии и северными племенами - ирокезами, шауни, делаварами, шла почти незаметная глазу белого человека война. Ирокезы называли своих южных врагов общим словом Totiri, в их число входили и индейцы катоба, о чьих коварных приемах пойдет дальше речь.
Об одной из их хитростей, белым стало известно из воспоминаний полковника Джеймса Смита. В возрасте 18 лет он попал в плен к французам во время неудачной экспедиции генерала Брэддока (1755 г.), был передан делаварам, прошел обряд усыновления и принят в индейскую семью индейцев коновага (канадских могавков).
Через несколько дней после обряда Смит, несколько мужчин делаваров и коновага пошли на охоту. Группу возглавлял один из лидеров коновага - Эссалека (Asallecoa), больше известный бледнолицым на границе по прозвищу - Могавк Соломон (Mohawk Solomon ).
Охотники двинулись в охотничьи угодья между реками Маскингум и Скиото. Эта была местность, поросшая редколесьем из белого дуба и изобилующая соленными источниками и солонцами, во многих направлениях ландшафт пересекали "бизоньи дороги", столь широкие,что по ним мог проехать фургон.
Идеальное место для обитания оленей и лесных бизонов. Именно на бизонов индейцы и собирались охотиться. Далее без отступлений из книги Джеймса Смита.
На охоту с Соломоном
Мы отошли от этого соленного источника на шесть или семь миль и расположились лагерем на ручье. Хотя индейцы вручили мне ружье, но мне еще не разрешалось в одиночку выходить из лагеря на охоту. В этом месте Могавк Соломон попросил меня пойти с ним на охоту, на что я с готовностью согласился.
Через некоторое время мы натолкнулись на несколько свежих бизоньих следов. До этого я замечал, что индейцы постоянно настороже и боятся нападения врага, ибо до сих пор они и южные народы воевали друг с другом. Когда мы шли по следу бизонов, Соломон был очень осторожен, шел очень медленно, часто стоял и слушал, и судя по всему находился в нерешительности.
Мы вышли на место, где следы легко читались на песке, и я сказал, что это, безусловно, следы бизонов. Соломон ответил:
Молчи, ты ничего не знаешь, может быть, это следы бизонов, а может быть, катоба.
Он был очень осторожен, пока мы не нашли свежий бизоний навоз.Теперь Соломон улыбнулся и сказал, что Катоба не могут этого сделать. Затем он остановился и рассказал мне необычную историю о Катоба.
Коварство Катоба
Он рассказал, что однажды катоба подкрались к одному охотничьему лагерю на "бизоньей дороге", и на некотором расстоянии от него устроили засаду. Чтобы выманить противника, ночью три или четыре катоба прошли мимо лагеря с привязанными бизоньими копытами на ногах.
Утром охотники из лагеря, последовали по этим следами, думая, что они принадлежат бизонам, и попали в засаду. Катоба обстреляли врагов, и нескольких из них убили. Остальные охотники сбежали, собрали отряд и стали преследовали катоба.
Но хитрые катоба имели в своем распоряжении яд гремучей змеи, который они хранили в коротком куске полого стебля. Кроме яда, они принесли с собой маленькие прутья или тростинки размером с ржаную солому. Они обстругали эти прутья, сделав их острыми как кончик пера, окунули в яд и разместили в траве вдоль собственных следов, в таком положении, чтобы они воткнулись в подошвы преследователей.
А поскольку катоба оставили позади себя бегунов-разведчиков, то скоро узнали, что некоторые из преследователей получили искусственный укус змеи и охромели, а весь отряд врагов повернул назад. Катоба прекратили убегать, развернулись и напали на врага, убив и скальпировав всех тех, кто был хромым.
Когда Соломон закончил свою историю и убедился, что я его понял, то сказал:
Вы не знаете Катоба. Очень плохой индеец, Катоба. Все равно, что Дьявол эти Катоба.
В качестве эпилога
Через несколько дней Смит пошел в одиночку в лес, чтобы подстрелить из ружья индейку, но наткнулся на свежие бизоньи следы. К счастью следы были настоящими и привели колониста не к смерти, а лишь в гущу леса, где он, будучи неопытным лесным жителем, заблудился.
Наутро его отыскали индейцы и очень долго смеялись над глупым белым братом. Ружье у Смита отобрали, и он почти два года будет вынужден пользоваться лишь луком со стрелами.
Источник - An account of the remarkable occurrences in the life and travels of Col. James Smith: during his captivity with the Indians, in the years 1755, '56, '57, '58, & '59.