Найти в Дзене
Олеся Шокалюк

Автономия, самость, собственная идентичность

Оглавление

Примерно со второго года жизни начинается формирование самостоятельности. Ребёнок учится владеть собой, своим телом, действовать на общей территории. Начиная с малого (ходить, есть, играть, одеваться и т.д.) зона самостоятельности постепенно расширяется. Задача родителя позволить делать то, что ребёнок может самостоятельно, поощрять его действия. Ограничивать в поведении, нарушающем безопасность (но без ущерба для самооценки!).

Деятельность и понимание своих возможностей отражается на понимании «кто я есть», самости. Что я могу самостоятельно, без опоры на других, какие роли и насколько успешно могу исполнять. Безделье действует на человека угнетающе и по этой причине.

Несколько частых вариантов нарушения потребности:

Гиперопекающие стили:
  • Отношение к ребёнку как к кумиру семьи, когда родитель приносит себя в жертву, переоценивает и превозносит умения и таланты ребёнка, формируя его неадекватное отношение к самому себе. "Ты самый лучший, а остальные просто не понимают и завидуют";
  • Отношение к ребёнку как к беспомощному, беззащитному, неспособному справляться с уже доступными по возрасту задачами, преувеличение опасностей, грозящих ребёнку. "Ты не справишься, заболеешь, провалишь задание, мир слишком опасен, давай лучше я всё сделаю";
  • Обесценивание способностей ребёнка, чрезмерная критика. "Ты вечно делаешь не так, не трогай, опять сломаешь, я сделаю за тебя"
Недостаточная опека, отсутствие ориентиров, оставление ребёнка без помощи, когда она требуется. Например, возложение ответственности по уходу за больным членом семьи, обязанность присматривать за младшими детьми.
Отсутствие похвалы, поощрения, восприятие успехов ребёнка как должных, само собой разумеющихся.

Когда потребность удовлетворяется, человек обретает самостоятельность, может опереться на себя. Не унижая и не превознося оценивает свой труд, трезво видит в чём есть успех, чему стоит научиться, что развивать.

Независимость предполагает, что и отношения основываются не на нужде в партнёре «я без него/неё пропаду, никчёмный, меня нет», а на удовольствии от зрелой взаимности. Автономия не подразумевает одиночества, но и перед ним человек не испытывает страха.

Если потребность в автономии нарушается, формируется неуверенность в себе, сомнение в собственных возможностях, стыдливость, нерешительность. Человек может колебаться даже в том, на что у него достаточно компетенции и опыта (т.н. «синдром самозванца»). Ответственность может восприниматься слишком тяжелым грузом, пугает перспектива унижения и обесценивания.

Что делаете для развития автономии?

#схема #схематерапия #психотерапия #психология #потребности