В России в 3 крупных городах с переменным, если не сказать с нулевым, успехом идет строительство метрополитенов - в Челябинске, Омске, и Красноярске.
Остановимся в этой статье на двух из них немного подробнее.
Челябинск - население города почти 1,2 млн. человек, а агломерация 1,6 млн. Нужно ли метро Челябинску? Думаю да, но как обстоит дело с его возведением?
Началом закладки является 1992 год, неудачное время для страны. Из первого участка и 4 станций на нем проложено только около 4 километров тоннелей и построена 1 станция, общая готовность данного отрезка всего около 20%. Когда закончат - неизвестно. Но на содержание текущей стройки в 2019 году потратили более 200 млн.рублей, чтобы попросту не развалилось то, что возвели. По последней оценке врио губернатора на достройку метрополитена потребуется около 450 млрд.рублей - "Я не понимаю где мы их найдем", для сравнения, стоимость космодрома "Восточный" около 180 млрд.
Омск - население города 1 150 000 человек, с агломерацией около полутора миллиона. Как дела там со стройкой?
Строительство стартовало также в 1992 году, за это время появилось 5 станций и сеть тоннелей. Самая подготовленная станция - Библиотека Пушкина, выполнена на 80%. На данный момент первая очередь метро готова только на 30% и в нее вложено около 20 млрд. рублей, по оценкам экспертов для реализации всего проекта требуется еще не менее 22 млрд. Но таких денег у города нет, почему не дает федеральный бюджет тоже четкого понимания нет. В итоге, Омский неродившийся метрополитен решено законсервировать, потратив на это более 100 млн.рублей, на срок 10-20 лет, возможно, что-то изменится к этому времени и сеть переоборудуют, например, в скоростной трамвай.
На мой взгляд чем оживлять неродившихся труппов, вливая в них огромные деньги, лучше вложиться в развитие наземного электрического транспорта - трамвай, троллейбус, электробус, с организованными выделенными линиями. Проект метро в принципе убыточен в любом городе, даже в Москве, несмотря на огромный спрос и удобство использования. Доведя текущий общественный транспорт до ума, можно добиться улучшения транспортной доступности и комфорта передвижения по городам Челябинск и Омск.