Сегодня пытался понять смысл национального проекта “Образование”. Первое впечатление - это довольно сложная, запутанная система мероприятий, призванная реализовать приказ Президента вывести Россию в десятку ведущих стран по качеству общего образования. Значит, есть международная система оценки и наша национальная задача – быть согласно этой системе среди лучших. Как Вам такая перспектива?
Меня уже смущает формулировка задачи, поскольку ориентирована она не на внутренний потенциал, запросы российского общества, а на внешние показатели, на соответствие некоей внешней системе.
Представьте исполнителя песен, который бы поставил себе целью пробиться в топ-10 какого-нибудь радио хит-парада. Забавная цель, правда? Посмеяться, да и только. Но нам не до смеха, ведь проект не шуточный – 784, 5 млрд рублей бюджетных средств выделено на реализацию поставленной задачи.
Опять мы гонимся за чьими-то оценками, быть впереди планеты всей, обогнать того, третьего и десятого. Нет, это не национальный проект. Между “казаться” и “быть” мы опять выбираем “казаться”. Вместо того, чтобы быть самими собой и реализовывать свой внутренний потенциал нации, мы будем опять пытаться подстраиваться, приспосабливаться, впихивать себя в созданные кем-то рамки.
Увы, такой выбор цели вполне закономерен, т.к. тоже самое реализуется сейчас во всей государственной системе, включая систему образования – не поиск внутренних ресурсов, выявление потенциалов внутри каждого, а прогибание всех и вся под спущенные сверху, не учитывающие местной специфики циркуляры, законы и т.п.
Тот факт, что задача не направлена на удовлетворение потребностей населения, самой нации, а на удовлетворение каких-то глобальных интересов, отражается в неясности формулировок на каждом шагу, в простом копировании, заимствовании западных практик без учёта российской специфики.
На сайте проекта есть просьба одного читателя раскрыть в двух словах, что такое проект “Образование” из чего он состоит. Конечно, в двух словах сложно сказать... Отвечающий так и не смог сформулировать ответ на первую часть вопроса, и сразу перешел к не_очень_короткому изложению содержания проекта.
Первое – современная инфраструктура в образовательной среде, которая сводится с внедрению цифрового документооборота. Здесь, позволю себе напомнить простую истину, которую уже давно усвоили на большинстве предприятий и странно, что ни_разу_не_учитель,_а_скорее_управленец Кравцов, этого не знает – цифровые информационные системы могут только улучшить уже действующие информационные системы, но если в информационной системе бардак, то никакая цифра не поможет предприятию. Сначала оптимизируются информационные потоки внутри предприятия и только потом можно проводить цифровизацию, если так хочется. Посмотрите, что сейчас творится с информационными базами МВД, госуслуг, системы здравоохранения и т.п. Тот бардак, что был в документообороте до онлайн систем, мы теперь имеем в цифровом виде. Помогла цифра? Нет. И школе это тоже не поможет. Не надо обманывать учителей, что отчетности будет меньше с переходом на цифру.
Второе – обновление образовательных программ под требования современной экономики. Здесь только один вопрос хочется задать – какой экономики? Чьей экономики? Мы ведь хотим в топ-10 международный… А на этом фоне у нас импортозамещение, монополизация, олигархизация и т.п. акции. Неясность здесь с экономикой тоже.
Третье – переподготовка, подготовка кадров для работы в новых условиях. При отсутствии ясной цели – это вообще не о чём.
Четвертое – создание эффективной системы управления образованием в нашей стране. Вот с чего бы стоило начать. Вы бы, господа чиновники, с себя бы и начинали.
В общем, очень тягостное впечатление от проекта – его трудно читать, как минимум, и если отвечать на поставленный выше вопрос – в двух словах – это просто “компот” из натасканных с Дикого Запада практик и схем. Таково первое впечатление, а оно чаще всего бывает верным.