Найти тему
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.45): ВЕРА, СМОТРЯЩАЯ ВПЕРЁД

Оглавление

(Евр. 11:20–22)

Человек веры оглядывается назад и радуется тому, как Господь исполнил Свои обещания. Он также ходит пред Богом в настоящий момент, демонстрируя твёрдую уверенность в Его руководстве Своим народом. Но также не будем забывать, что он уповает на будущее, не сомневаясь, что Бог исполнит то, что обещал. Только достигнув вечности, мы наверняка будем знать, как Бог действовал нам во благо через Своё провидение.

ЧЕЛОВЕК ВЕРЫ ГОТОВИТСЯ К БОЖЬЕМУ БУДУЩЕМУ (11:20)

«Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава».

Исаак, благословлённый своим отцом-патриархом, также получил способность благословлять своих сыновей. Поэтому он по вдохновению изрекал Божью волю.

История благословения Исааком Иакова и Исава находится в Быт. 27:26–40. Введённый в заблуждение, он ошибочно благословил Иакова. Однако он верил, что Бог был над всем этим и видел, что благословение получил тот сын, который нужно, и поэтому, очевидно, позже не стал ничего менять.

Исаак, судя по всему, верил, что если Бог допустил чему-то произойти, то на это есть Его воля, хотя снаружи могло казаться, что всё совершено обманным путём. Он, конечно же, не верил в «судьбу». Но он знал, что, предрекая своим сыновьям преуспевание, он озвучивал Божий замысел для них. Он просто неправильно понял Божью волю, возможно полагая — как часто делают люди, — что Божий выбор падёт на старшего, более сильного и атлетичного из двоих. Авель был слабее Каина, Иаков слабее Исава, а Давид во время своего помазания — слабее и меньше всех своих братьев. Бог выбирает «не по плоти, а по вере» (Хьюз).

Поначалу, если судить по последующим событиям, потомки Исава (идумеи) казались более благословлёнными, но со временем Саул и Давид победили их (1 Цар. 14:47; 2 Цар. 8:14). В конце концов, идумеев завоевал Иоанн Гиркан, правивший из Израиля в 135–106 гг. до н.э., в период между заветами, называемый маккавейским, который принудил их к обрезанию, сделав частью иудейского народа (Иосиф Флавий. Иудейские древности 15.7.9). Это убеждает нас в «бесконечной мудрости, верховной власти и изумительной милости Бога» (Браун).

ЧЕЛОВЕК ВЕРЫ УПОВАЕТ НА БОЖЬЕ БУДУЩЕЕ (11:21)

«Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифа и поклонился поверх посоха своего».

В молодости Иаков полагался на собственную изобретательность в достижении желаемого. Он не доверял Богу всецело, безоговорочно. Стих 21 отражает возрастание его веры.

Такое впечатление, что патриархи всегда благословляли своих потомков перед смертью. Это были откровения от Бога, и делались они верой. Как показал эпизод с Иаковом и Исавом, благословение могло обойти старшего — в данном случае Рувима — и достаться тому, кто обладал большей верой. Благословение двух сыновей Иосифа поставило Иосифа в положение над его братьями, на что было косвенно указано ещё задолго до этого, когда он рассказал им о своих снах (Быт. 37:5–11). По сути, Иаков усыновил сыновей Иосифа, приняв их как собственных, и благословил их обоих, дав Иосифу двойную долю, ибо от него должны были произойти два колена.

Сыновья Иосифа — Манассия и Ефрем, младший. Благословляя их, Иаков намеренно возложил свои руки крест-накрест, больше благословив Ефрема, чем его старшего брата (Быт. 48:5–20). Из двух колен Ефрем стал более сильным, так что пророки даже всё северное царство иногда называли «Ефрем» (см. Ос. 11:1–3, 8, 9). Иаков благословил своих сыновей «верою», потому что не сомневался в Божьих обещаниях отдать Ханаан израильскому народу. Позже он предсказал будущее потомков каждого сына (Быт. 49).

Какое великое наследие они получили! Сыновья Иакова могли оглянуться на пророчества, предсказывавшие их будущее. Израильтяне действительно были судьбоносным народом. Их статус Божьего избранного народа давал им повод для законной гордости, хотя она, возможно, и выродилась в высокомерие иудеев.

Иаков «поклонился Богу, опираясь на верх своего посоха» (ст. 21; Восстановительный Перевод). Этот стих опять следует Септуагинте, но масоретский текст содержит значок гласной буквы, в результате чего это слово приобретает значение «кровать, постель». Латинская Вульгата говорит, что Иаков «поклонился верху своего посоха» (см. стандартный текст Синодальной Библии), то есть он поклонился своему посоху как идолу. «Греческий текст указывает не на объект поклонения, а на позу поклонения» (Кёстер). Иаков просто, как старик, опёрся на свой посох или, может быть, на постели, передавая пророческую волю Бога.

ЧЕЛОВЕК ВЕРЫ ПРЕДВКУШАЕТ БОЖЬЕ БУДУЩЕЕ (11:22)

«Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих».

Это слово веры ясно выражено в Быт. 50:24, 25. Иосиф был абсолютно уверен в Божьих обещаниях даровать Ханаан Своему народу. Исключительное благоденствие Иосифа в Египте нисколько не уменьшило его желание получить Божьи обещания относительно земли обетованной. Он оставался верным во всех своих испытаниях, ибо «Бог был с ним» (Деян. 7:9, 10). Хотя он почти всю жизнь, с семнадцати лет, провёл в Египте, он знал, что это не его дом. Отец хорошо наставил его, и потому он искал другое жилище. Он знал, что ещё задолго до того, как евреи стали рабами в Египте, Бог обещал, что этот народ будет служить Ему в Ханаане (Быт. 15:13–16).

Верой Иосиф «напоминал об исходе [из Египта]» (см. Быт. 50:24, 25). Он завещал своему народу забрать его останки с собой, когда (не если) они вернутся, чтобы получить землю обетованную. Его тело мумифицировали, чтобы, когда придёт время, предать его кости земле в Ханаане (Исх. 13:19). Согласно Иис. Н. 24:32, кости Иосифа, в конце концов, схоронили в Сихеме. Этот пример также показывает «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (11:1). Иосиф в вере смотрел вперёд, ожидая того великого события, которое произошло спустя приблизительно полтора века.

«Исход» упоминается как предречённый и осуществлённый и в Ветхом и в Новом Заветах (см. 1 Кор. 10:1, 2). Сомневающиеся в том, что это действительно имело место, должны принять к сведению, что это был центральный момент в иудейской истории. Термин «исход» в Новом Завете встречается редко. Его можно увидеть по другому поводу только в Лк. 9:31 в связи со смертью Иисуса и во 2 Пет. 1:15 в связи со смертью Петра, где он переведён по-разному: «отшествие» (Синодальная Библия), «уход» (Российское Библейское Общество) и «покину» (Современный Перевод). Главная идея новозаветной веры состоит в том, что это не просто «уход», а «победное избавление».

ИСААК БЛАГОСЛОВИЛ ИАКОВА И ИСАВА

В Быт. 27 рассказывается о том, как был обманут Исаак. Когда он понял, что благословил не того сына, которому полагалось право первородства, он «вострепетал» (ст. 33). Затем он осознал, что пытался действовать в обход Божьей воли, первым благословив Исава. Он не затрясся от гнева, так как быстро смирился с благословением Иакова, когда увидел, что хотел пойти против воли Бога. Поняв, что то, что он сделал, не нарушало Божьего волеизъявления, он сказал: «…Я благословил его… Он и будет благословлён». Он признал, что Бог изначально хотел, чтобы именно Иаков получил право первородства, и что это никак нельзя было изменить. Слёзы Исава не тронули его, ибо теперь он знал, что Божья воля должна быть исполнена. Мы должны признать Его волю в отношении нас и никогда не пытаться перешагнуть через неё.

ВЕРА ОТЦА СТАЛА ВЕРОЙ СЫНА

Исаак постарел, и зрение его ослабело, но благословлял он своих сыновей с той же проницательностью и верой, что была у его отца, Авраама. Так же и Иаков, подойдя к концу жизни, сказал о будущем величии Ефрема и Манассии (Быт. 48:1–20). Иосиф смог верой заглянуть в будущее. Он увидел, как израильтяне уходили из Египта в землю обетованную, увидел свою смерть и что его кости должны быть вынесены из Египта и похоронены в Ханаане (ст. 22).

Мы должны больше рассказывать своим детям и внукам о нашей истории, об их наследии. Нам следует учить их жить, не пренебрегая своими привилегиями, а достойно их. Давайте напоминать им, как Бог благословил нас на нашем жизненном пути и как даже печальные события на этом пути часто оборачивались благословениями.

Отцы должны заставлять своих детей слушать истории, иллюстрирующие Божье провидение в нашей жизни. Если мы всё это станем делать для них, они с большей смелостью и верой будут смотреть в будущее.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻