25-летний мелкий чиновник Миша Бальзаминов получает – как приказчик в лавке - 15 рублей в месяц. И очень мечтает разбогатеть. Изо дня в день он ходит по родному, патриархально-сонному Замоскворечью, чтобы увидеть в окошке милое личико и разбудить в нем страсть.
Простодушный, искренний и доверчивый, он то и дело попадает в передряги, подтверждая репутацию недотепы.
- Экий олух-то, воображает, что в него влюбятся, - говорит о нем знакомый.
А другой и вовсе считает:
- Таким людям, которые ничего не умеют достать, не то, что в богатстве, а и вообще жить незачем.
Несмотря на это, Миша продолжает мечтать.
И в его мечтах мир становится более нарядным, праздничным. И справедливым. Ведь богатые там женятся на бедных. А иначе смертная казнь. Смертная казнь!
Мечтая, Миша готов к поступкам. Пусть невпопад, нескладно, он идет на риск, приближая свою лучшую жизнь.
И однажды… его заветная мечта сбывается!
В момент, когда Бальзаминов меньше всего похож на выгодного жениха - в платье башмачника, перепачканный, верхом на заборе - запущенная им машина Мечты, дает волшебный разряд.
Без козней, обид, к общему удовольствию - незлобивый, наивный Бальзаминов получает в жены обладательницу огромных богатств.
Кстати, в пьесе Островского вдова Белотелова не властная, а под стать Бальзаминову, домашняя и наивная:
- Я очень добрая, я всему верю; так уж вы меня не обманите, - просит Мишу 35-летняя Домна Евстигнеевна.
Так что, всю жизнь окруженный голубями и канарейками Бальзаминов, запертый в свадебной картеж, будто в силки - такая «смерть» мечтателя – всего лишь вольный режиссерский ход.
У Островского, напротив, пьеса оптимистичная и даже названием подтверждает «За чем пойдешь, то и найдешь». Невеста там в знак расположения дарит Бальзаминову золотые часы покойного мужа… вот так.
Примечательно что в отличие, например, от кухарки Матрены, которая "гор золотых ниоткуда не ждет", Миша мечтает самозабвенно. Здесь он полнейший творец. Наверняка в современной жизни стал бы писателем или художником.
Бальзаминов не только визуализирует действительность, к которой стремится. Но в глубине души уверен – ничего невозможного нет!
Например, почему б не жениться на обеих, если они согласны! А коль это невозможно, по крайней мере, он хоть помечтает, что объединит их сады, настроит беседок, аллей...
Большая удача героя, что его маменька, «как Китай, всегда на нашей стороне», добродушно во всем поддерживает сына.
Даже в момент ссоры со свахой она принимает сторону любимого Миши. Богатство богатством, а сын важнее.
Вообще, если есть в русской литературе более трогательный портрет любящей родительницы, это, конечно не «Мать» Павла Нилова (Горький), а маменька Миши Бальзаминова, которая любит чудаковатое дитя таким, каково оно есть.
- Теперь пусть говорят, что дурак! Я дурак! - радостно приговаривает Михайло Дмитрич, отплясывая в день свадьбы на глазах у всего честного народа.
Так ли важны вопросы: кто виноват и что делать? Мечтайте! Идите за мечтой и воздастся вам! Вот о чем «Сцены московской жизни» Островского.
Об этом же маленький шедевр «Женитьба Бальзаминова» Константина Воинова.
Будто для Палехской шкатулки берет режиссер сочные, яркие, радостные краски русской жизни и разворачивает историю водевилем.
Бойкая, живая музыка композитора-классика Бориса Чайковского на всех парах несет сюжет, не оставляя места исконно русской хандре и апатии.
Каждый кадр как драгоценное живописное полотно.
Каждый персонаж как редкий инструмент, со своей интонацией, тембром, образным строем неповторимой русской речи.
Константин Воинов одна из самых загадочных фигур советского кинематографа. Начать с тайны его рождения - о его семье не известно ничего.
Кроме того, что она была, судя по всему, обеспеченной. Костю, родившегося сразу после революции, в 1918, опекала прислуга, педагог французского.
Очевидно одно: фильм снят человеком, который видел и впитал эту жизнь с детства.
Недаром актеры у него делали до 20 дублей, пока не рождалась единственно верная интонация.
Педагогом юного Константина Воинова стал знаменитый актер, а позже руководитель МХАТА Николай Павлович Хмелев. Его Алексея Турбина из «Дней Турбиных» Булгакова - Сталин приходил смотреть 15 раз.
Была близка Воинову и праздничная, карнавальная атмосфера спектаклей гениального Евгения Вахтангова.
Позже, из собственной студии Воинова, как из гоголевский Шинели, вышли молодые - Анатолий Эфрос, Ролан Быков, Юрий Никулин, режиссер фильма «Влюблен по собственному желанию» Сергей Микаэлян и другие.
О постановке "Бальзаминова" Константин Воинов и его друг по студии Хмелева - Георгий Вицин – мечтали с 18 лет.
В итоге 46-летний Воинов рассказал в фильме о самом себе.
Он никогда не считал себя везунчиком. Не умел быть с начальством на дружеской ноге. Мечтатель. Голубиная душа, вечно сомневался в себе.
Часто был в опале – у Сталина, Хрущева, Суслова. Как собственно и Островский, «Женитьбу Бальзаминова» которого запретил к показу цензурный комитет. И только общественность отстояла пьесу.
И все же у Воинова и Островского получилось! Срослось! Уже больше полувека фильм - праздничная версия русской жизни.
Больше полувека танцует, птаха небесная, Бальзаминов на площади древнего Суздаля свою полечку, подтверждая: Мечты сбываются!
А умный ты или дурак, так ли это важно?
Лишь бы счастье было!
Наше, русское, ситцевое. В розах, счастье...