Найти тему
Диванная История

Как Папа Римский подставил котов.

Hola comrade!

Кошки, коты, котята... скольким людям они дарят радость и умиротворение!Пожалуй, самая грустная ситуация — любишь кошек, а у тебя аллергия. Представители кошачьих давно стали чуть ли не религией в интернете. Просто вспомните тот день, когда вы не натыкались на их фото или изображение? Давайте вернемся к истории.

Открытые источники.
Открытые источники.

19 марта 1227 года Уголино деи Конти возводится на папский престол. Он принял папский пост в монастыре Святого Григория и взял себе имя Григорий. Наверно, можно было расписать, как он отправлял крестовые походы против европейских христиан, но тут дело такое: это было в рамках нормы. Посчитали тебя еретиком? Тогда ожидай крестоносцев под стены. Мы все с вами отбросим, нас волнуют котики!

Фреска: Папа Григорий IX утверждает декреталии.
Фреска: Папа Григорий IX утверждает декреталии.

В июне 1233 года Григорий IX издает буллу «Vox in Rama». Булла вышла в ответ на слухи о процветающим еретическом культе в северной Германии. Загадочный культ принимал новичка следующим образом:

Встречала новичка огромная жаба. Что с ней надо было сделать? Поцеловать в спину. Далее приходит «бледный человек» и высасывает остатки веры из человека. Потом следовал пир, по завершению которого появлялась черная кошка. Её тоже следовало поцеловать, но уже в ягодичные мышцы (некоторые источники описывают, что целовали они спину). Следующим шагом неофита было участие во всеобщей вакханалии. На этом всё не заканчивалось. Приходил некто, чья «верхняя часть тела сияла ярко, а нижняя часть была покрыта мехом как у кошек». Естественно, его надо было целовать тоже. Тут с поцелуем всё понятно: главы культа сказали в ягодицы — значит в ягодицы.
Гравюра "Непристойный поцелуй"  от Francesco Maria Guazzo в Compendium Maleficarum. Открытые источники.
Гравюра "Непристойный поцелуй" от Francesco Maria Guazzo в Compendium Maleficarum. Открытые источники.

Вот тут-то и всё понеслось. Давайте представим: 13 век, образование если и есть, то только у элиты. Инквизиция распространяет буллу, где обычный крестьянин вычленит: «кошка, ересь, поклонение», а цвет кошки совсем не будет иметь значения. Последуют доносы в духе: «Кошка у соседки живёт! На поле у неё всё лучше растет и достатка больше, а ещё она травки заваривает от хвори!», «Шел я из трактира. Гляжу, кошка в дом к Герте забежала, а у той и лучина в доме горела, ждала наверно животину!», «У мельника кошки вечно у дома крутятся. Он мне сказал что мол мышей ловят! Проверьте его уважаемые инквизиторы».

Дознание инквизиторов, думаю, все понимают как происходило? Хочешь-не хочешь, а сознаешься во всем, что угодно. Много людей из Франции, Италии, Германии признали, что их кошки имеют дьявольскую природу. Судьбу кошачих описывать не стоит, там не происходит «Happy End».

Можно было и обойтись без инквизиции. Взяли вилы, факелы и спалить хату соседа. Да и котов «убрать» можно с поселения, так, на всякий пожарный.

Аутодафе. Педро Берругете (1475). Открыте источники.
Аутодафе. Педро Берругете (1475). Открыте источники.

Интересно, что спустя 113 лет после издания буллы «Vox in Rama» в Европе начинается вспышка пандемии чумы, продлившаяся с 1346 по 1353 год. Очень жизнеспособна версия, что с чумой связаны гонения кошачих. Почему «рвануло» чрез сто с лишним лет? В то время информация распространялось медленно. Пока дойдет от одной страны к другой, пока народ раскачается. Зато потом: «У-у-ух!».

Продолжительность жизни в Европе в 13 — 14 в. составляла 30 — 36 лет. Получается, от выхода буллы до чумы сменится 3 поколения, которые будут бояться кошек и стремиться дистанцироваться их домов. Отсюда выходит: кошек меньше — мышей и крыс больше, а именно они разносили бациллу. Конечно связь о «гонениях» кошек и чумой не доказана, но версия диво как стройна.

Жители Турне хоронят жертв чумы, из Хроник Жиля Ли Муизиса (1272–1352). Открытые источники.
Жители Турне хоронят жертв чумы, из Хроник Жиля Ли Муизиса (1272–1352). Открытые источники.

Пожалуй, притеснения кошек продолжались до 1817 года, когда в бельгийском городе Ирпе отменили один из последних варварских обычаев. Хотя осовремененный вариант продолжается и сейчас (речь идет о фестивале Каттенстут (Kattenstoet). На данный момент - это фестиваль в ЧЕСТЬ кошек и конечно кошки не страдают.) , но зная подоплеку — это смотрится ужасно.

За этот период времени черные кошки и стали ассоциироваться с ведьмами. Животные страдали суммарно 584 года, но это время только от буллы до отмены бельгийского обычая.

Конечно, Папа Римский Григорий 9 не отдавал приказ «о гонениях» на кошек, но его описание кошек в еретических ритуалах дало толчок всему этому.

Даже сейчас вспомните знакомых, ведь многие верят, что черный кот, перебежавший дорогу — к несчастью.

Но почему то вспоминается песня:

Говорят, не повезет,
Если черный кот дорогу перейдет,
А пока наоборот –
Только черному коту и не везет.

В заключение:
Любите и заботьтесь о своих пушистых питомцах, они этого заслуживают.

Открытые источники.
Открытые источники.