Найти тему
Цех

Как учиться, когда ты старше всех? Отвечает психолог

Мы по­про­си­ли чи­та­те­лей при­слать нам во­про­сы, свя­зан­ные со сме­ной ка­рье­ры, об­ра­зо­ва­ни­ем и ра­бо­той. Се­го­дня Та­тья­на По­до­при­го­ра, кли­ни­че­ский пси­хо­лог, от­ве­чает на во­прос: «Как учиться, когда ты старше всех?»

© Вика Шибаева / ЦЕХ
© Вика Шибаева / ЦЕХ

Представим ситуацию, когда в возрасте от 30 до 40 лет вы решили поменять сферу деятельности. У вас уже есть другая профессия, может быть или не быть семьи, не это главное. Ключевое — вы решаете построить карьеру в новой сфере и для этого идете получать новое образование. 

Сейчас в социуме получение образования во взрослом возрасте воспринимается более приветливо, чем раньше, но все равно будут возникать разные проблемы. 

С какими сложностями вы можете столкнуться? 

Увидеть в себе профессиональную нереализованность и решиться на конкретные шаги — сложно. Это требует смелости и серьезной внутренней работы. Приняв это решение, вы уже преодолели ряд сомнений, но часть из них придут вместе с вами в настоящее. Они будут звучать в голове, когда что-то будет непонятно на лекции, когда услышите вопросы о своем возрасте, когда заскучаете с юными однокурсниками. Все эти ситуации будет встречать внутри голос сомнения и спрашивать:

  • учиться уже поздно, вокруг молодые и талантливые, что я здесь делаю?
  • я ничего не понимаю, мозги уже не работают, что я здесь делаю?

Чтобы этот голос звучал тише, чем голос лектора, нужно запастись убедительными аргументами.

Что поможет пройти этот опыт:

  • Работа с собственными сомнениями и возражениями укрепит вашу внутреннюю позицию и готовность двигаться в новой роли — роли ученика.
  • Запишите все свои сомнения и вопросы в блокнот, проанализируйте источник этих сомнений, вероятно, это беспокойство ваших близких, чье-то авторитетное мнение, которые сложились в единую концепцию о вас и о мире.
  • Позвольте себе разрушить все свои мифы экспериментальным путем, каждый раз опровергая их и задавая себе вопросы: "Кто мне это сказал? Кто из моих близких так думает? А что я думаю об этом? Чего я хочу?"
  • Может оказаться, что так думают родители, или окружение транслирует такую идею. Задайте себе вопрос: «Можно ли мне действовать по-другому? Могу ли я не соглашаться с общественным мнением, с мнением родителей, партнеров или друзей?» После разрешения себе действовать самостоятельно, попробуйте найти те ролевые модели, которые будут поддерживать ваши ценности и потребности.
  • Расставить приоритеты.  Учеба привнесет новое в вашу жизнь и может оказаться, что ей нет места среди других задач. Может не хватать времени, например. Сталкиваясь с новыми задачами, обеспечьте себе комфортные условия, время, пространство, чтобы справляться. 
  • Установить, ради чего вы вообще все это делаете — какая цель? Четкое понимание усиливает мотивацию. Сформулируйте свои выгоды от обучения, также и  то, что вы потеряете, если в этот опыт не пойдете. 
  • Определить свои преимущества.
  • Мотивация людей, получающих второе или третье образование, обычно гораздо сильнее, чем мотивация их 20-летних однокурсников, а выбор образования и сферы более взвешенный и осознанный. Есть опыт преодоления других жизненных сложностей — на это можно опираться и в обучении.
  • Поддержка. Кто вас в вашем решении поддерживает? К кому вы можете прийти или попросить помощи? Чаще общайтесь именно с этими людьми.
  • Обрести ролевую модель. Найти человека, кто проходил подобный опыт и вы смогли бы опираться на него.
  • Отказ от перфекционизма. Позвольте себе совершать ошибки и быть неидеальным в процессе обучения. Гораздо легче учиться чему-то новому, когда вы разрешаете себе иногда побыть дураком, не знать, пробовать, ошибаться. И очень сложно обучаться, когда вы ждете от себя идеальных знаний, каждый раз будет очень сложно замечать свои пробелы.

Глобально эта ситуация обращается к праву быть, заявлять о себе, действовать и думать по-своему. Поэтому подобные перемены будут трудно даваться, но позволят справиться с этой жизненной задачей.

Главное противостояние тут — внутри человека, в том, чтобы прийти к внутреннему согласию. Если будет оно, то будет и внешнее.

Толь­ко по­лез­ные по­сты и сто­рис — в на­шем In­sta­gram

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.