Путешествие на Запад. Наверное самое известное восточное произведение! Сюжет, что пересказывался множество раз в самых различных вариантах и произведениях, с персонажами, которые прочно укоренились и в аниме и даже в играх (серьёзно, наверное, в каждой МОБА-игре есть свой Сунь Укун или Сон Гоку или какой-либо еще вариант «короля обезьян»).
Но сейчас речь пойдет о первой аниме адаптации — Saiyuki(или Saiyuuki) 1960-ого года от уже знакомой нам студии Toei Animation и знакомого нам режиссера Ябуситы Тайдзи. Автором же сценария в данном случае значится Тэдзука Осаму, как создатель манга-адаптации романа. Запомните это имя.
Сюжет аниме в целом пересказывает сюжет древнего китайского романа и повествует о путешествии… а в прочем, если вы читали роман, то знаете о чем речь, а если нет, то лучше начать с начала. Обычно я рассказываю вначале немного о сюжете, а потом о персонажах, но в этот раз мне придется говорить обо всем параллельно.
Итак. Сюжет начинается с представления нам самого главного героя — короля обезьян, которого зовут Сон Гоку (в романе Сунь Укун), который только что родился из камня, и еще даже не король, и еще даже не Сон Гоку, а просто безымянная незнающая ничего обезьянка. Далее он быстро знакомится с другой обезьянкой женского пола по имени Рин Рин и события начинают резко сменять друг друга, но первое что происходит —Сон ВНЕЗАПНО становится королем обезьян и редкостной мразью.
Да, главный герой вызывает лишь отвращение и желание разбивать себе лицо ладонью. Но это на самом деле и хорошо, потому что в отличие от главных героев прошлых произведений студии Toei Animation, Сон действительно вызывает эмоции. Пусть его персонаж и не особо хорошо прописан и вообще его изменения личности никак не обоснованы, но он вызывает эмоции и это большой прогресс.
В любом случае всю первую треть фильма Сон ведет себя как полнейший придурок, в итоге решает стать умнее людей, находит умного человека, шантажом заставляет себя учить, а тот и учит. И не просто чему-то, а всевозможным магическим способностям и вообще всему что только знал. Умнее правда Гоку не становится.
Поэтому теперь мы имеем не просто нахальную обезьяну, но нахальную обезьяну с супер способностями. В итоге Сон продолжает перегибать палку и идет на небо воровать там вкусные плоды с божественных деревьев, по пути нарываясь на всех, на кого только можно было и встрявая в бессмысленные бои, пока наконец одному индийскому божеству это все не осточертело и он не угомонил больную обезьяну, заточив ее в горах, пока не остынет и не придет в себя. И просидел бы он там судя по всему вечность, если бы не Рин Рин…
Рин-Рин волей сценария влюблена по уши в Гоку, постоянно пытается быть рядом и помочь ему, не смотря на полное отсутствие благодарности и его свинское отношение в целом. БольшУю часть времени Рин-Рин будет плакать из-за Гоку, что задевало меня каждый раз. Однако она все равно до последнего будет пытаться его спасти, и даже в лютый мороз будет носить ему еду, что в конце концов немножко разжалобит богов и они дадут Гоку последний шанс.
Они выпустят его, но он должен будет стать спутником одному монаху(Сандзё) на его пути. Собственно отсюда и начинается само Путешествие на Запад, полное приключений и событий.
На пути нашим героям встретится множество других персонажей и испытаний. И огромный говорящий свин Хаккаи, насильно берущий в жены несчастную девушку, и два брата Гинкаку и Кинкаку с магическим сосудом, засасывающим каждого, кто откликнется по имени, и пустынный людоед и огромный демонический бык Гюмао с мелким прислужником, желающий съесть монаха ради продления своей жизни.
Но самое главное — это не сами испытания и встречи с персонажами. Но изменения, что они за собой повлекут. Сон вернется уже не тем, кем уходил.И те, кто его повстречают, не будут прежними. И это то, что данное аниме делает лучше, чем прошлые две работы Toei. Вернее даже сказать — делает впервые, потому что в прошлых двух фильмах персонажи были статичны, они не менялись на протяжении истории совершенно никак! Но здесь изменения на лицо! Если в начале истории нужно было бороться с неудержимым желанием ударить Гоку как можно сильнее по лицу, то в конце можно обнаружить себя болеющим и переживающим за него.
Конечно сюжет и аниме далеко не идеальны. Если не читать оригинальный роман — то многое остается за кадром и остается непонятным.
Многое было сделано очень сумбурно, словно они пытались как можно больше отсылок к роману дать и уместить огромную кучу событий в полтора часа фильма, в итоге часто сидишь и не понимаешь, что же вообще происходит на экране.
Рисовка и анимация стали еще лучше. Аниме гораздо более активное и в нем происходит огромное количество событий и различных столкновений и боевых сцен. И они смотрятся посвежее. Стиль же привычный для Toei, обезьянки, олени, дизайны людей — во всем прослеживаются предыдущие работы(и конечно же то, как студия оглядывается на дисней).
С музыкой очень неоднозначные ощущения. С одной стороны музыка на высоте, использовались в этот раз и меметичные известные произведения.
С другой стороны аниме явно делалось с большим упором на мюзикловость, персонажи постоянно поют песни тут и там, и они не очень хороши, и жутко растягивают время.
Но если говорить о Saiyuki в целом — это очередной шаг вперед. Почти полтора часа Путешествия на Запад смотрятся гораздо бодрее и легче, чем прошлые произведения. Аниме заполнено разными часто сменяющимися событиями, поэтому ты не успеваешь устать(даже от унылых песен). Все происходит гораздо динамичнее, а персонажи намного более живые и начинают приобретать зачатки характера.
Больше наверное рассказывать нет смысла. Если захотите узнать больше — то смотрите сами!
Моя оценка - 6 баллов из 10.
P.S. Аниме можно найти по названию Saiyuki(хотя на world art оно названо Saiyuuki), желательно указать год 1960, иначе найти среди поздних адаптаций будет невозможно. Можно(и желательно) найти с субтитрами.