Как я заблудился на горе Бештау!
Вчера, 26 июля 2020 года, произошло знаменательное событие в моей жизни. Я заблудился на Бештау!!!!
Я уже писал о том, что задумал сделать описание всех троп, ведущих на вершину горы Бештау. Их не много. Основных - 6. На сегодня уже пройдены и описаны три тропы. Из Пятигорска — тропа КГО. От монастыря — монастырская тропа. И тропа через основание горы Лохматой. Сейчас идет обработка материала, подбор фотографий и координат. Я думаю, что к середине августа я начну выкладывать по очереди описание каждой тропы.
Все говорило о том, что на Гору сегодня идти не надо. Я планировал подняться на Бештау по тропе из города Лермонтов. Знаю ее как "свои пять пальцев". По этой тропе приходилось поднимался на гору, наверное, больше ста раз. И зимой и летом. Днем и ночью, в дождь и снег. Так что трудностей с подъемом ( в смысле — с восхождением) никаких не ожидалось. Но посидев до позднего вечера с друзьями за обильным на выпивку и закуску хлебосольным столом, и проснувшись по звонку будильника в 4 утра, я ощутил, что этот подъем ( в смысле — с кровати) мне дается тяжело. Нет! Сил взойти на гору мне бы хватило. А вот доехать до ее основания?…. Опасность «залететь» с «запахом алкоголя в выдыхаемом воздухе» была реальной. Тем более, что я не раз видел наряд ДПСников на выезде из города Лермонтов в сторону Бештау, которые ожидают засидевшихся до утра в ресторане на склоне горы посетителей ( не будем упоминать его названия, что бы не рекламировать злачные места). И объехать их нет никакой возможности. Вернее, объехать можно. Например — по кольцевой дороге, идущей вокруг Бештау. Но на прошлой неделе подъезжая рано утром к Бештау со стороны Пятигорска, я увидел экипаж ДПС, оформляющий протоколы на нескольких водителей, возвращающихся по этой дороге то ли с ночных посиделок у костра, то ли пробирающихся из того же ресторана. Здравый смысл в моих рассуждениях возобладал, и еще не остывшая кровать ласково приняла меня обратно в свои объятия.
Вчерашний день был на редкость пасмурный. В предыдущие дни показания градусника на моем окне не опускались ниже 35-39 градусов. А вчера небо заволокли тучки. Прогноз погоды в интернете грозил дождем в районе 15 часов. После хорошего завтрака, к полудню, я чувствовал себя прекрасно. И был готов к восхождению. Тем более, что планировалось совместить «приятное с полезным». Жена дала задание насобирать на склоне горы немного целебных трав для заварки чая, которые уже прекращают свое цветение и теряют свои лечебные свойства. Даже согласилась идти вместе со мной. На вершине Бештау она уже бывала. Поднималась туда в ходе традиционного восхождения, организованного братией Второафонского мужского монастыря на День Успения Пресвятой Богородицы. В эти дни в конце августа на вершину восходят до 600 человек, что бы помолиться вместе с нашим Архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом на острие горы в походном храме.
Решили - сделали. Собрав в рюкзак легкий перекус и взяв бутылку с водой мы поехали к Горе. Восходить решили по маршруту, идущему от Кольцевой дороги мимо горы Лохматой. Именно там я видел большое количество цветущего Иван-Чая и Душицы. По плану к началу дождя мы должны были спуститься с вершины вниз.
И тут прозвучал очередной «звоночек». Мы забыли взять сумку с «перекусом». Но разве нас это остановит? Решили не возвращаться. Вода есть — и ладно!
Оставив машину на площадке у монастыря, мы двинулись по Кольцевой дороге к ориентиру «Два Дуба», от которого начинается вышеуказанная тропа.
Не пройдя и половины маршрута до «седловины», супруга стала «включать заднюю». Ей очень тяжело давался подъем по этой, не самой крутой, тропе. Мы дошли до развилки и решили, что она пойдет вниз, а я пойду вверх собирать траву.
Договорились созваниваться из «поворотных» и конечных точек маршрута. Я, добросовестно исполнив наказ жены набрал травы, и пошел на вершину. Как это — быть рядом с вершиной и не подняться? Это не про нас.
На горе уже было немноголюдно. Сделав «ритуальный» обход вершины горы, я двинулся по Монастырской тропе вниз.
Отойдя от вершины метров 150, я нашел остатки разбитого вандалами «Антипиндосского излучателя». Я писал об этом устройстве, установленном на вершине Бештау в одном из своих предыдущих постов. Прочесть об этом можно здесь:
https://yadi.sk/i/kSKiD9iRu13xRg
Раньше я думал, что в горы не ходят люди, которым только и интересно, как что-нибудь разбить, где-нибудь нагадить. Тут, на вершине, все друг другу желают здоровья, поздравляют друг друга «с Горой». И кто-то из них, вот так запросто, пнул ногой «антипиндосский излучатель». Дело не в "назначении" этого прибора. Кроме желания вызвать улыбку у окружающих, других желаний у его авторов, видимо, не было. Ну и пусть бы стоял и «излучал» положительную энергию наших улыбок в строну Пятигорска.
Нет! Надо было подойти и пнуть его. И «гоготать» при этом лошадиным басом! «Вот я какой прикольный!» Так что правдивость поговорки «Дураков везде хватает!» опровергла мое убеждение о "поголовной порядочности идущих в горы людей". «Век живи- век учись!» Это не про учебу в учебных заведениях! Это про уроки жизни.
Ну, да ладно! И пошел я дальше, думая вышеописанные думки. Вниз, в смысле. Дойдя до «каменной поляны» я решил не обходить ее краем, как делал всегда, а пройти по огромным булыжникам, балансируя на вершине каждого из них. Когда я был уже ближе к середине этой «каменной реки» я оглянулся и увидел сидящего на первом камне человека. Он сидел и ждал. Через минуту я оглянулся — он сидел в той же позе и внимательно смотрел за тем, как я перепрыгиваю с камня на камень. Было такое впечатление, что он упорно ждет, когда же я упаду. Может быть еще один звоночек?
Благополучно достигнув края «каменной поляны» я вошел в лес. Хорошо известная мне тропа стала петлять вокруг камней и деревьев, уходя вниз по склону. На одной из полянок тропа раздвоилась. Одна тропинка ушла влево, чуть в горку, а другая — вправо, вниз по склону. Что-то меня заставило повернуть направо. Еще не понимая, что я ушел с основной дорожки, я стал отмечать, что слева от тропы выросли скалы, которых раньше не замечал. Я бы их назвал — «сросшиеся столбы». Скалы были разделены на узкие блоки, которые плотно прижимались друг к другу.
Спустившись вниз еще метров на 200 я понял, что это не тропа, а русло, промытое дождевой водой, уходящее в ущелье. Следов на этой тропинке не было видно. Ну не возвращаться же назад, наверх? «На горе нельзя заблудиться! Иди вниз — и выйдешь к ее основанию!»- думал я. И пошел дальше.
«Тропа» стала вилять и уходить влево, как мне казалось. Большие деревья заслоняли видимость, и различить где вершина Бештау было невозможно. Я понял, что иду ко дну ущелья, которое выходит к Кольцевой дороге рядом с монастырем. Я однажды пытался подняться к вершине по этому ущелью. Дело было зимой. И уже через сто-двести метров оно оказалось заметено снегом, через который мне расхотелось пробираться, и я повернул назад, к более легкой и известной тропе. Дно пересохшего ручья, по которому я спускался, сменилось звериной тропой. Стали попадаться отпечатки копыт. И через метров сто я вышел к полянке, на которой кормились дикие кабаны. Самих жителей этого местечка видно не было. Но была видна повсеместно перерытая их острыми клыками земля и распотрошенные гнилые пни и стволы деревьев. Так кабаны добывают себе в пищу червячков и жучков, живущих в перепревшей листве и гнилых пнях. Несомненно, что они был где-то рядом. Мне даже показалось, что боковым зрением я уловил промелькнувшую в кустах тень. На всякий случай я отстегнул свой походный нож от ремня, который взял, что бы срезать траву. Но лес был тих и спокоен. Только пение птиц говорило о том, что там, наверху, светит солнце. По моими предположениям я должен был достигнуть дна ущелья и уйти влево по его разлому. И вот я достиг его дна. И что же я вижу? Слева от меня, в той стороне, куда я, по моим предположениям должен был идти, ущелье уходило вверх. Оно в той стороне только начиналось! В моей голове все перевернулось. Я перестал понимать где север, а где юг!
- Стоп!- сказал я себе, - Без паники! У тебя же есть телефон с установленной программой «карты»!
Я включил свой мобильник, и он показал мое местонахождение на условном обозначении горы. Справа от этого места была обозначена тропа, ведущая к монастырю. Но в действительности там был подъем на гору.
- Стоп!- сказал я себе еще раз, - Навигатор показывает путь без привязки к сторонам света. Включи компас!
Я знал, что мне нужно идти на Запад. Я включил компас и понял, что Гора развернула меня на 180 градусов. Запад был не влево по ущелью, а вправо! Как это могло произойти? Успокоившись, я пошел вправо. Уже через метров триста пути по бурелому, я стал встречать следы пребывания людей. Кострище, сооруженное из камней, и от него тропа с уже человеческими следами. Еще метров через сто я вышел к кольцевой дороге и увидел блестящую ограду монастыря.
Что произошло? Сейчас, рассматривая карту Горы я не могу понять, как я оказался на другой стороне ущелья? Не заметить, что я достиг его дна я не мог. Есть еще одна мысль: я мог принять за начало ущелья один из небольших отрогов, сходящих в ущелье. Но тем не менее — факт есть факт. Я заблудился.
Лес вокруг Железноводска и Бештау очень коварный! Казалось бы, кругом такие ориентиры — Горы. Но в лесной чаще гор не видно. Я помню случаи, когда люди вызывали спасателей, не сумев найти дороги из леса. А в ноябре 2007 года в лесу потерялся и замерз мальчик, участвовавший в соревнованиях по спортивному ориентированию. Но пока сам не попадешь в такую ситуацию, поверить в нее очень сложно. Что было бы, если бы у меня не было компаса? Я просто бы поднялся по склону ущелья, который я видел, вышел бы из леса и сумел сориентироваться на местности. Это же было днем. Если бы была ночь — было бы все намного сложнее. Поэтому, планируя восхождение или прогулку по лесу, учитывайте этот факт, и делайте запас по времени, чтобы засветло вернуться.
P.S. Отправляясь на следующее восхождение по Монастырской тропе я сделаю табличку «К монастырю», и закреплю ее на той развилке, где я ушел с правильной дорожки. Главное - прибить ее так, чтобы «добрые люди» не развернули ее в другую сторону. Как учит жизнь, на Горе такие тоже есть!