Найти тему
Олеся Шокалюк

Потребность в свободе играть и творить

Оглавление

Игра - деятельность, смысл которой, с одной стороны, в удовольствии, а с другой - в пробе разных ролей взрослой социальной жизни.

В процессе игры ребёнок с одной стороны свободен, с другой, чтобы игра могла состояться, он следует правилам.

В ходе развития ребёнка меняется и форма игры. Предметная игра (купать куклу, складывать кубики, лепить куличики и пр.) сменяется сюжетно-ролевой (игра в доктора, игра в продавца, игра в дочки-матери, пр.). Правила такой ролевой игры постепенно усложняются, становятся подробнее и реалистичнее (Игра в магазин, игра в больницу, "Казаки-разбойники", "Мафия", «Монополия» пр.).

Несколько частых вариантов нарушения потребности:

  • Запрет на игры или творчество («Хватит ерундой заниматься, столько дел надо сделать» и т.д.)
  • Чрезмерная требовательность («Ты должен выиграть», «Ты играешь/танцуешь/ рисуешь неправильно, надо совсем по-другому»)
  • Игнорирование желаний ребёнка в играх и творчестве ( «Я лучше знаю, во что ты хочешь играть»)
  • Обесценивание самой сути игры или творчества, представление о том, что деятельность, приносящая удовольствие сама по себе — нечто несущественное («Это для малышни, когда ты уже повзрослеешь?»)

Во взрослом возрасте игра не утрачивает значения, но трансформируется в спортивные игры, драму, танец, разные формы творчества. В процессе игры человек не только развивает свои навыки, но и испытывает прилив сил, переживание радости, азарта, непосредственности. Это большой источник энергии, расслабления и эмоциональной разрядки.

Если потребность нарушена, человек может не видеть для себя возможности быть спонтанным и непосредственным, выражать себя через рисунок, танец, музыку, состязаться в играх, будучи взрослым. Например, установка «я не умею рисовать» — отсюда. Ведь потребность и не предполагает владения мастерством художника, танцора, музыканта, она не замахивается на профессионализм. Навыки можно развивать постепенно, если этого хочется для себя, но это не требование и не обязательное условие для удовольствия от процесса деятельности.

В жизни сегодня есть место рисунку, танцу, игре?

#схема #схематерапия #психотерапия #психология #потребности