Для того чтобы удовлетворить свои потребности, нужно их ещё и опознать, понять, что есть нужда, чтобы о себе позаботиться. Сигнализатором об удовлетворённости потребностей служат эмоции, это одна из их функций - сообщать, есть ли проблема, стоит ли расслабиться и получать удовольствие или нужно быть начеку и мобилизоваться.
Поэтому важна способность замечать своё эмоциональное состояние и верно его интерпретировать. То, что называется - осознаётся. То, что нельзя даже назвать - может быть подавлено, но продолжит тяготить и давать о себе знать тревогой, волнением, неустойчивостью, скукой.
Ребёнок на примере значимых других, прежде всего, родителей, учится называть свои эмоции, говорить, чего он хочет. Это не совсем то же самое, что и первое инстинктивное "Дай!", т.к. ребёнок развивает навык формулирования своих желаний, как следствие, понимания.
Несколько частых вариантов нарушения потребности:
- Табу на выражение эмоций. Иногда под запретом оказываются определённые эмоции, такие как злость, грусть, страх. "Нельзя злиться на родителей", "Не ной", "Что ты как тряпка", "Завидовать плохо" и т.д. Иногда под запрет попадает и радость: "Не смейся, а то потом плакать будешь".
- Табу на выражение желаний: "Вырастешь, будешь жить отдельно - тогда будешь чего-то хотеть".
- Наказание, обесценивание, высмеивание за проявление чувств или потребностей.
- Отсутствие примера адекватного выражения чувств: 1. эмоции в семье выражаются чрезмерно, с избытком, вычурно, например, если это грусть или страх - хватаются за сердце, рыдают навзрыд, звучит "умру, убиваете меня, загоните в гроб" и т.д., если злость - физическая агрессия в плоть до угроз убийством, унижение близких и т.д. Чрезмерную форму выражения эмоций ребёнок воспринимает как опасную, но альтернативных социально приемлемых способов не знает. 2. эмоции в семье в принципе не называются.
При удовлетворении потребности человек научается опознавать свои желания и эмоции, называть их для самого себя. Может утешить себя, если желание удовлетворить невозможно. Выражает эмоции спонтанно в ситуации, непосредственно, соблюдая при этом условия контекста.
При нарушении потребности человек может выражать свои эмоции чрезмерно, либо пытается подавлять, но тогда эмоции сквозят в выражении лица, в сжатых губах, напряженных бровях, дёрганных, суетливых движениях, если грубее, то в нравоучениях, в попытках заставить других дать что-то против их воли через агрессию или вызывание жалости. Подавление эмоций может сменяться импульсивными вспышками.
Желания подменяются смутно осознаваемыми ожиданиями от других, требованиями (не "я хочу", а "они должны"). Свои потребности человек может проецировать на других, чужие желания подменяет своими как например, голодный думает, что и другие голодны, "я нуждаюсь в тебе" заменяется на "ты во мне нуждаешься". Может и не замечать желаний вовсе, но тогда остаётся неудовлетворённое «всё не то, не так».
Озвученное желание или выраженная эмоция не подразумевают, как по волшебству, мгновенного исполнения. Например, если родитель не может исполнить желание ребёнка, от него требуется просто признание этого желания, выражение сопереживания и поддержки, но вместе с тем возвращение к реальности "сейчас нельзя себе это позволить», а в каком случае было бы возможно.
Во взрослом возрасте требуется (уже от самого себя) примерно то же:
- признать желание и чувства, с ним связанные,
2. принять, что исполнение желаний, связанных с другими людьми, зависит не только от собственной воли, но и от воли других, или если нет средств, то их нужно сперва заработать,
3. заняться тем, что можно сделать, чтобы обеспечить себя самостоятельно.
Удаётся замечать и признавать свои переживания? Получается утешать себя?