Древнеримский термин «патриций» происходит от слова «патер» — отец, глава семейства. В буквальном переводе «патриции» значит «отцы», самые старшие и уважаемые. Надо сказать, что римское семейство — familiae, не было похоже на современные семьи. Так называли целое сообщество, в которое входили не только все потомки главы семейства, но и рабы в их домах, а также клиенты: зависимые, но при этом лично свободные люди. Всем семейным имуществом, включая рабов, распоряжался исключительно глава семьи. Он же давал разрешение на браки и решал все остальные семейные вопросы.
Власть главы семьи в доме была практически абсолютной. Он же нёс ответственность за всех домочадцев. Глава семьи отвечал за репутацию и благополучие всего семейства — как перед родными, так и перед римским государством, а также богами. Именно поэтому впоследствии, в период так называемого домината, римские императоры, начиная с Диоклетиана, стали называть себя «доминус». Это слово означало «хозяина дома», то есть главу семейства, патриарха. Тем самым императоры, которые раньше считались лишь «первыми среди равных» (официально они именовались принцепсами, то есть первыми из сенаторов), демонстрировали принятие на себя ответственности за всех граждан империи.
Патриции изначально исполняли ровно те же функции — управление городской (а затем и общегосударственной) общиной, на благо всех граждан Рима. Патриции были «отцами народа» и в качестве таковых принимали все важные решения. Сенат состоял только из членов патрицианских семей, всеми политическими правами обладали, опять же, лишь патриции. Но при этом с юридической точки зрения патриции и плебеи были равны, у плебеев тоже было имущество, которое охранялось римским правом.
Чем же патриции обосновывали своё политическое господство? Древностью и заслугами их родов. Ещё одно значение слова «патриций», отмеченное древнеримскими авторами: qui patrem ciere possunt («кто может назвать своего отца»). Это вовсе не значит, что плебеи были сплошь сиротами безродными. Нет, «назвать отца» в данном случае означало гордость за предка — не обязательно именно родного отца, он мог быть и прадедом, или вообще легендарным основателем рода. Проще говоря, патриций мог сказать любому плебею: «Мой род основал сам Юлий, а твой предок — какой-то horseradish a monte».
Поскольку все законы принимались патрицианской верхушкой, плебеев постоянно обходили при дележе трофеев, раздаче государственной земли и т.д. Не говоря уже об имущественных спорах, которые обычно решались в пользу выходцев из патрицианских семейств. Плебеям такое положение сильно не нравилось. Но разрушать государственную систему открытым мятежом плебеи всё же не хотели. Поэтому в критические моменты, когда накал противоречий становился нестерпимым, плебеи собирались и все вместе покидали Рим. Поскольку на такие мероприятия (они назывались secessio, то есть «уход») они приходили в полном доспехе и с оружием, то подобные демонстрации производили впечатление. Эта борьба в итоге завершилась предоставлением плебеям политических прав. Их интересы стали защищать так называемые народные трибуны, которых избирало плебейское население Рима.
Патриции всячески ограждали свои ряды от проникновения в них выходцев из плебейского сословия. Даже в «законы двенадцати таблиц» было внесено положение о запрете на браки между плебеями и патрициями. Но продержалось оно недолго, вскоре его пришлось отменить. Кроме того, некоторые патрицианские роды со временем разорялись и беднели. Или же в них из-за войн практически не оставалось взрослых мужчин. В подобных случаях римские патриции обычно усыновляли кого-то из знакомых им умных и успешных плебеев. Подобный новый член аристократической фамилии обладал всеми правами и обязанностями урождённого патриция.
Кроме того, с течением веков появились не только плебейские богачи, но и плебейская аристократия — некоторые семейства, не входившие в круг патрициев, также имели длинную родословную, в которой могли быть прославленные предки. Ещё один нюанс — патриции платили более высокие налоги. В I веке до н.э. известный римский политик Публий Клодий Пульхр даже подал прошение об изменении статуса его рода на плебейский, чтобы уменьшить налоговое бремя. В конечном итоге верхушка плебейского сословия полностью слилась с патрицианскими родами. И всех богачей скопом римляне стали называть «нобилями» — от латинского слова nobiles, то есть «благородный».
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев