Найти тему
НУАР-NOIR

Конец «невинности» в мрачном кино

Как «Исчезнувшая Банни Лейк» нарушила неписанные запреты

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Иногда в сфере кинематографа случаются подлинные чудеса. Например, фильм проваливается в прокате, сам режиссер считает оный едва ли не худшим в своей карьере, а некоторое время спустя кинокартина становится воистину «культовой». Именно так произошло с лентой 1965 года «Банни Лейк исчезает» («Исчезнувшая Банни Лейк»)

Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)
Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)

Её создателем был (не побоимся этого слова) гениальный американо-европейский режиссер Отто Премингер, который наряду со своими «собратьями» (Фриц Ланг, Йозеф Штернберг и т.н.) был не только создателем, но и одним из классиков нуара, то есть мрачного мета-жанра, ассоциируемого в первую очередь с криминальным фильмами, пропитанным «черной безнадегой» (отсюда и использование французского слова «нуар», то есть «черный»)

Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)
Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)

За свою творческую биографию он снял тридцать восемь фильмов (преимущественно криминальных). Если говорить о собственно нуаре, то надо вспомнить исключительные по своему качеству фильмы «Лора» (1944), «Падший ангел» (1945), «Там, кончается тротуар» (1950). Однако в 1959 году эпоха классического нуара закончилась, и приходилось искать «новые формы». И на этот раз на волне оказался триллер, который был одним из проявлений мрачного кино, и своего рода «дочерним явлением» от нуара.

Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)
Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)

Отто Премингер решился на очень смелый эксперимент, он решил нарушить написанные законы Голливуда (т.н. «кодекс Хайеса»), которые постепенно утрачивали своё значение. В качестве «пробного камня» стал весьма успешный фильм 1959 года «Анатомия убийства». А затем режиссер задумал фильм, в котором жертвой преступления должен быть ребенок, а ещё фактически было показано противоестественное влечение брата к сестре.

Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)
Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)

Однако для Америки этого было слишком «смело». А потому съемки пришлось перенести в Британию, хотя лента вовсе не задавалась целью показать знаменитую «лондонскую атмосферу». Хотя и есть некая перекличка с работами Хичкока. Обычно критики обращают внимание на некую «родственность» с «Психо» (1960), однако нас в первую очередь интересует творческое развитие сценарной идей, которую можно увидеть в раннем фильме Хичкока «Леди исчезает» (1939)

Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)
Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)

Молодая женщина прибывает в Лондон, где отдает свою четырехлетнюю дочь в детский сад, а сама спешит по делам, дабы заняться обустройством новой квартиры. Когда приходит время, девочку не могут найти. Более того, никто её не видел. Начато полицейское расследование, в ходе которого возникает подозрение, что «девочки не было». Что она являлась плодом воображения «морально травмированной девушки» («Ну кто ещё додумается назвать малышку, словно кролика?»

Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)
Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)

Именно «Банни Лейк исчазает» как фильм дал начало двум весьма востребованным в мрачном кино направлениям. Во-первых, поджанр «а был ли мальчик?». Он может совмещаться с разными стилистическими направлениями. Например, с фантастикой, как в фильме «Забытое» (2004). Или с исторической драмой, как в киноленте «Подмена» (2008). Или же конспирологией, как в картине «Иллюзия полета» (2005)

Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)
Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)

Во-вторых, в мрачном кино стала вполне отчетливо звучать тема противоестественных отношений в семье. В итоге мы можем это обнаружить в ставших уже классическими кинокартинах «Китайский квартал» (1974) и «Люди-кошки» (1982), а также в еще недавно весьма популярном сериале «Игра престолов». Отношения, с одной стороны, Визериса Таргариена и его сестры (первый сезон), с другой стороны, Серсеи и Джейме Ланистеров – это не столько отсылки к семейству Борджиа, сколько вполне конкретные аллюзии к «Исчезнувший Банни Лейк»

Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)
Кадр из фильма "Банни Лейк исчезает" (1965)

Что ещё хорошего можно сказать про этот фильм? Это исключительного качества черно-белая картинка, пришедшая в сферу триллера именно из «материнского нуара». При съемках использовалась некоторая «затянутость», которую в настоящее время до исключительного совершенства довел весьма модный режиссер Николас Рефн («Неоновый демон», «Слишком стар, чтобы умереть молодым» и т.д.)

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару