НС — Наталия Станиславовна Скуратовская, психолог, психотерапевт, преподаватель курса практической пастырской психологии, ведущий тренингов для священнослужителей и церковных работников, директор консалтинговой компании «Вив Актив».
КП — Андрей Федосов, Киберпоп.
Часть 1 Часть 2 Часть 3
КП: Получается, если священник усиливает молитву, мотивируя это тем, чтобы Господь силы дал (ведь мы уповаем на Бога), Вы здесь тоже скажете: «Опять требуем от Бога чуда»?
НС: Мы что, думаем, что Бог глуховат? Чем больше раз мы повторим, тем надежнее Он нам поможет? Чем будем многословнее, тем будет лучше? Христос говорит: «Да не будьте многословны!». А мы, наоборот, считаем: «Сотница» не помогает ― читай «Пятисотницу», и тогда Господь услышит.
КП: У нас всё богослужение немалословное.
НС: Да. И в связи с этим возникает богословский вопрос: как мы себе представляем Бога, считая, что общение с Ним надо выстраивать таким образом? Вообще, нужно Богу наше многословие или нет? Почему мы обращаемся к Нему так, как маленькие капризные дети: «Мам! Пап! Ну, дай!.. Ну, дай!.. Ну, дай!..». Сказано: «Будьте как дети», но в этом ли смысле? Бог дает нам понять, что нам делать, но у нас нет времени Его слушать. Нам бы помолчать!
Периоды богооставленности ― это периоды, когда вырастает что-то новое и в душе, и в духе. Часто нужно мужество, чтобы дожить до «завтра». Знаете, я работала с монашествующими, не один десяток лет прожившими в монастыре. Они были в таком состоянии, что вообще не могли ходить в церковь. Это проявлялось уже конкретными соматическими симптомами, например, астмой. Человек заходит в церковь ― у него приступ астмы. Не идет в церковь ― нет приступов. Психосоматика. Сторонники духовных интерпретаций скажут, что это бесы, это искушение. А я считаю, что это клиника невроза, потому что есть повторение симптомов, привязанное к ситуации, к месту, к человеку. Все-таки разбираться надо начинать с медицинского уровня, физического, потом с психофизического, и только после этого приступать уже к душевному.
Бесы ― это очень удачная интерпретация, как кажется некоторым. Это же недоказуемо. Всё, что угодно на них можно списать. Ребеночек не слушается ― это его «бесы крутят». В церковь не хочется ― это бесы. Муж ругается ― бесноватый. Жена недостаточно благочестива ― снова бесы виноваты. Если бы бесов не было, их бы стоило придумать!
КП: После того, что Вы сказали, нас обязательно обвинят в том, что мы либералы и хотим чуть ли не модернизировать Церковь, сократить богослужения до безобразия и так далее.
Мое отношение к богослужению такое: оно очень хорошее, оно правильное, благочестивое, замечательное, если и требуется внести какие-то правки, то только строго косметические, слегка подправить ― и всё. Это по поводу многословия.
НС: Я больший либерал в этом плане. Я считаю, что чинопоследования не являются неизменяемой частью священного предания, они неравноценны догматам. Мы знаем, в истории Церкви было много разных чинопоследований. В обиходе РПЦ остались только литургия Иоанна Златоуста и литургия Василия Великого. В Санкт-Петербургской академии служат раз в год литургию апостола Иакова. Можете со мной не соглашаться, но я считаю, что у нас форма во многом подменяет смысл. Можно обратить внимание на дискуссию о языке богослужения, которая идет уже лет 35, но всё остается на том же месте, ничего не поменялось.
КП: Ничего страшного! Про иконы спорили 200 лет. Нормально.
НС: Ничего страшного, да. Как Господь управит. Я надеюсь, рано или поздно это произойдет.
КП: Давайте вернемся к теме духовных проблем и эмоционального выгорания. Может быть, есть еще какая-то ценная мысль на эту тему, которую мы сегодня не сказали?
НС: Я хотела сказать о том, что если возникает дилемма: душевные проблемы или духовные, эмоциональные или психологические ― то, чтобы был шанс ответить самому себе критично на этот вопрос, важна внутренняя честность. Нужно честно задать себе вопросы, в том числе и о духовном: хочу ли я быть с Богом сейчас? Если нет, то почему? Может быть, я Его действительно боюсь? А, может, мне кажется, что Его нет? Или Он меня не слышит? Или Он меня презирает? Что разделяет нас с Богом?
Очень хорошо, когда у человека есть неавторитарный, недирективный духовник. Такой духовник вопросами направит рассуждения человека, будет ненавязчиво, но неотступно выявлять самообман, самооправдания или, наоборот, самообвинения. Важна честность. Проблемы могут быть и эмоциональными, и духовными, но на решение духовных проблем не появится сил, если все они уходят на сдерживание эмоциональных. Считать иначе ― мнить себя великанами духа, каковыми большинство из нас не является. Возможно, среди наших читателей есть такие духовные люди, но про себя я не возьмусь так говорить.
КП: У меня родился такой вопрос: а бывают духовные проблемы без психологических?
НС: Я думаю, бывают. Это как раз то, что отделяет нас от Бога, если расстройств на низших уровнях мы не обнаружили. Когнитивные искажения и аффективные расстройства, вообще любые аффекты, самооправдание, самообвинение, невротизация ― это тоже отделяет от Бога. Но оно отделяет вообще от духовной жизни, не дает нам шанс к ней приступить. Если мы не чувствуем, что что-то из перечисленного нам мешает, но все равно у нас какое-то опустошение, богооставленность, ощущение выгорания, то могут быть исключительно духовные проблемы. Не всегда своим умом мы можем до этого дойти, можем просто уповать не на чудо, а на нормальные отношения с Богом: я не знаю, а Ты мне открой. Не только «даруй мне зрети моя прегрешения» (молитва прп. Ефрема Сирина), но и заблуждения, ложные опасения, искаженный образ Бога. Эту вероятность мы должны всегда иметь в виду. Если у нас есть эмоциональные проблемы, то это не означает, что на духовном уровне всё в порядке, и там исправлять ничего не надо. Надо, но не сразу, когда силы появятся.
КП: Давайте я попробую подвести итог. Если человек ощущает, что у него что-то не так с верой: появилась апатия, маловерие, неверие, ему лень ходить в храм, тяжело молиться, поститься и так далее. Если он подозревает, что у него есть духовные проблемы, то прежде всего он должен задуматься над тем, что происходит в его в жизни. Не является ли это следствием какого-то стресса, накопившейся усталости, депрессии? Если в семье всё хорошо, на работе благополучно, не критично, нормально, тогда ему можно задуматься, что это действительно что-то духовное.
Здесь у меня получается пробел в рассуждениях. Может быть, ему прислушаться к мнению окружающих, которые говорят: «Слушай, что-то ты стал слишком злой». Если так внешне критикуют, указывают на какие-то недостатки, ― может быть, задуматься, обратиться к психологу? Спросить, в конце концов. Как у нас в институте шутят: «Что делать, если тебе говорят: "Ты дурак, что ли?" — сходи к психиатру, поговори. Если он скажет, что ты здоров, ты ответишь: "Нет, я не дурак! Был у психиатра, мне сказали, что я здоров, есть справка"». Так и здесь: в крайнем случае, обратись к психологу, поинтересуйся, что с тобой может быть не так.
НС: Конечно, прислушиваться стоит, но понимая при этом, что эти мнения субъективные, и эти люди сами могут иметь психологические проблемы.
КП: Безусловно.
НС: …или даже пытаться нами манипулировать таким способом. Но если люди из разных сфер нашей жизни, явно не знакомые между собой, говорят: «Что-то ты больно дерганный и нервный стал», ― это уже повод пойти к психотерапевту, может быть, к психиатру и обратить на это внимание. Мы должны эту информацию проверить, подтвердить либо исключить.
КП: Можно также поинтересоваться у духовника, если есть таковой (причем, не авторитарный, а рассудительный). Посоветоваться с ним насчет проблем в своей духовной жизни, выработать вместе с ним подход, чтобы не надрываться дальше, а как-то себе помочь. И только убедившись, что и на уровне житейском всё в порядке, и у психиатра справку взял, что ты не псих, и у психолога побывал ― у тебя всё нормально, никакого эмоционального выгорания нет, и депрессии нет ― только тогда можно сказать: да, это только духовная проблема. Я всё правильно понял?
НС: Да.
КП: Спасибо за интересную беседу. Я благодарю и Вас, и читателей. Пишите комментарии, задавайте вопросы, вносите предложения: какую тему нам стоит поднять с Натальей Станиславовной. Может быть, еще есть что сказать по теме эмоционального выгорания духовенства и верующих людей?
НС: В любой теме можно копать глубже. Давайте посмотрим реакцию Ваших уважаемых читателей, обсудим, какие еще аспекты интересны в теме «Эмоциональное выгорание духовенства и верующих» и осталось ли что-то принципиально важное, о чем стоило бы поговорить или есть другие важные темы.
КП: Всем здравствуйте! Всем спасибо и всех благ!