Здорово, господа и дамы! Фильм у нас сегодня старый, сделанный сорок лет назад, и есть у меня подозрение, что интересен он будет, скорее всего, своим ровесникам. Хотя, как мне кажется, это образец кино, которое не умрёт и ещё через сорок лет. И молодым, задорным, выращенным на позднем Голливуде зрителям - очень полезно посмотреть, каким кино было ещё совсем недавно. Насколько это другое, отличное от того, что мы наблюдаем сейчас, искусство. Поводом послужила недавняя тихая, и никем не замеченная смерть режиссёра этой картины - Франко Дзифферелли. Франко Дзифферелли прожил длинную жизнь, снял много фильмов, в основном известен постановками на классические темы, "Ромео и Джульетта", "Гамлет", и прочее. Фильм "Чемп" снят на современном материале (ну, современном на дату создания), и рассказывает о бывшем боксёре,которого играет Джон Войт, отличный американский актёр, папа главной красоты неземной Голливуда Анджелины Джоли.
Вообще, главная проблема фильма "Чемп" - это вышедшая за три года до него картина "Рокки" Сильвестра Сталлоне - там тоже был боксёр-неудачник, который возвращался на ринг. Хотя, конечно, фильм "Чемп" будет и поглубже "Рокки", и помощнее - не говоря уже о том, что это принципиально по-разному снятые фильмы. Опять же Дзифферелли тут декларирует настолько откровенный белый цисгендерный мачизм, что даже страшновато - сегодня за такое в Голливуде только что на кресте не распинают. А тогда - ничего, никто и не заметил. Во были времена...
Итак, бывший боксёр Чемп - Чемпион работает на лошадиной ферме, воспитывает в одиночку мальчика ТиДжея, частенько выпивает и играет в карты на деньги. Живут они, понятное дело, так себе, денег не хватает, мальчик только что по помойкам не шастает. Но вокруг - люди, помогают. Однажды Чемп крупно выигрывает в карты и дарит мальчику беговую лошадь. Эта лошадь участвует в скачках, а мальчик на ипподроме знакомится с женщиной, которая оказывается его матерью. Мать, её играет Фэй Дануэй, ещё одна великая актриса - когда-то бросила их с отцом, вышла замуж за какого-то нефтяного магната и живёт теперь на яхте, в окружении роскоши и комфорта. Эта стервоза, извергиня, увидев ТиДжея, хочет теперь его увидеть опять, аж кушать не может, потому что вдруг поняла, как она его любит, и хочет ему всяческого счастья. А тут как раз Чемп проигрывает в карты ту самую лошадку, которую подарил сыну. Он приходит к бывшей жене, выпрашивает у неё деньги, но когда приходит отдавать долг, оказывается, что кредиторы уже забирают лошадь. Боксёры бывшими не бывают, он быстро разгоняет всех ссаными тряпками и закономерно едет в тюрьму. Мальчика забирает мать, но тот не хочет оставаться с ней, он хочет к Чемпу. Когда Чемп выходит на свободу, он решает вернуться в бокс и одним большим боем обеспечить мальчику будущее.
Оставим на совести сценаристов образ матери, которая бросила ребёнка - в нашей культуре это выглядит, как минимум, дико, и зрителю проникнуться к ней сочувствием очень сложно. Зато вот к непутёвому Чемпу и к маленькому Ти-Джею - эмпатия просто бьёт ключом.
Дзифферелли - европейский режиссёр, и действует классическим методом, тогда как чисто американское кино пользуется всё же немного другими приёмами - даже когда оно пытается выбить из зрителя слезу, оно тут же всегда сбивает пафос - у меня есть гипотеза о том, что это именно Голливуд своими типичными "американскими" шутками постепенно приучил нас относится к тому, что происходит на экране, как к постановке, несерьёзному представлению, которое не "на самом деле", а понарошку. Помню, сижу в зале, смотрю "Войну миров" Спилберга: инопланетная сирена ревёт, люди превращаются в перхоть, девчонка эта кричит, ужас зубодробительный - а зрители в зале ржут. Они просто привыкли, что сейчас, после кошмара - будет шутка, разрядка. Никакой шутки нет - а они всё равно ржут... Тут можно вспомнить, что ещё Антон Палыч Чехов практиковал похожий приём, после драматического эпизода подпускал иронии и буффонады. Ну, значит, придётся признать, что и Антон Палыч работал на грядущее торжество современного нам постмодернизма, при котором ни к чему нельзя относиться серьёзно, где симулякр сидит на симулякре и погоняет симулякром, и мир - это просто галлюциногенная пыль, матрица, улыбка Чеширского кота, в которую никто не верит, а тот, кто верит - тот дурак, и не лечится... А если мир таков, то о кино и говорить нечего - чепуха, ерунда, фантазия.
А ведь вера зрителя в то, что происходит на экране, погружённость его в кинематографическое действие - это было фундаментальное условие существования и оправдание кинематографа. Человек, смотрящий на экран в тёмном зале - оказывался в другом мире, созданном режиссёром, принимал его законы, сопереживал героям, содействовал творческому процессу... Люди именно для этого покупали билеты в кино - чтобы переместится из своего бытия в какое-то другое, и это новое бытие зависело не только, например, от художника-постановщика, подобравшего достоверную мебель, но и от собственных эмоций зрителя, его личного опыта - он, зритель, сам наполнял вселенную, увиденную на экране, нужными ему смыслами. Вместо этой огромной по значению вселенной киноискусства - у нас сейчас "вселенная Марвелл" и "вселенная ДиСи". Вы просто почувствуйте разницу подходов, и ужаснитесь вместе со мной регрессу, который претерпело кино...
Так, краткая лекция по искусствоведению закончена, домашнее задание на доске - посмотреть фильм 1979 года режиссёра Франко Дзифферелли "Чемп". И если вам не понравится, значит, моя догадка верна - и Голливуд-таки промыл нам всем мозги до состояния бессмысленного, сверкающего блеска. Ну, а если понравится, добро пожаловать в ряды тех, кто хотя бы видит проблему. А значит, есть надежда, что появятся и те, кто сможет эту проблему решить.
Пока, господа и дамы, Счастья, здоровья, спасибо-пожалуйста, приятного аппетита, благодарю.