Представьте, что вы зависите от мужа материально. Вы не работаете, сидите дома с детьми, не можете найти работу, просто зарабатываете меньше - причина абсолютно не важна. Есть факт: муж вас обеспечивает. И вот есть две разные ситуации. В первой ситуации он постоянно говорит вам: "Ты не умеешь обращаться с деньгами!", "Ты слишком много тратишь!", "Я только на прошлой неделе давал тебе деньги!", "Куда ты всё спустила?!", "Как можно быть такой расточительной!?", ""Сколько тебе ещё надо, чтоб тебе наконец на всё хватило?!" "Думаешь, я деньги ночами печатаю?" ну и так далее. А в другой ситуации муж говорит: "Новое платье? Отличное!", "Милая, не готовь сегодня, давай просто закажем ужин домой", "Я снял деньги сегодня, возьми там на полке, сколько нужно". И даже если денег реально не хватает, то он говорит: "Малыш, в этом месяце надо немного поэкономить. Подумай, на чём это можно сделать". "Давай подождём с этой покупкой, сделаем её в другой раз". "Я снял деньги, постарайся растянуть их на всю неделю. Я верю, что ты справишься, ты же такая хозяйственная". В какой из двух ситуаций легче находиться в позиции зависимого? Очевидно же, правда?
Или вот другая история. Вы живёте с родителями и по какой-то причине пока не можете жить отдельно (нет своей квартиры, в ней идёт ремонт, родители помогают вам с детьми или вы сами ухаживаете за пожилыми родителями - причина опять же не важна). Есть факт: вы живёте в их доме. В первой ситуации мама постоянно напоминает вам "Вот будет у тебя своя кухня, там и будешь хозяйничать", а папа постоянно задевает: "Что-то кишка у вас тонка на свою жилплощадь заработать". И другая ситуация: мама говорит "Как быстро мы вдвоём с уборкой управились, одна бы я до вечера провозилась!", а папа ласково замечает вечером: "Как же хорошо, что у нас полный дом детей, а то бы совсем загнулись тут одни старики!" Чувствуете разницу?
Или ещё история. Все люди, работающие по найму, зависят от своих работодателей. Работодатель начисляет зарплату, согласовывает наш отпуск, разрешает или не разрешает нам отгулы, отодвигает или не отодвигает дедлайны, принимает или не принимает проекты. И вот в одном случае пусть начальник говорит: "Что-то ты не очень стараешься, придётся сократить тебе зарплату". "Как это ты собрался в отпуск? А кто работать будет?" "Что значит "ты не успел закончить"? Это не мои проблемы! Чтобы через час всё было готово!" Ещё сюда можно добавить унижения, оскорбления, едкие шутки, сарказм, который часто граничит с жестокостью. Да вы бы давно сбежали от такого работодателя! Совсем по-другому сложились бы ваши отношения с работодателем, которые те же самые вещи говорит другими словами. "Ты стал хуже справляться со своими обязанностями. Возможно, тебе стоит взять кого-то из коллег себе в помощь?" "Я не могу отпустить тебя в отпуск именно в это время. Давай вместе поищем какую-то альтернативу, когда на нашей компании будет меньше нагрузка?" "Ты не успел закончить? Неси, что у тебя есть, сейчас вместе разберёмся!" По-другому, правда?
Наши дети всегда находятся в зависимости от нас. Когда не могут сами одеться, сами приготовить себе еду, сами решить, в какой комнате спать, в каком дворе гулять, какую игрушку купить. Они не зарабатывают сами денег. Не могут уйти в другой дом. Не могут поменять своих родителей, как вы могли бы поменять работодателя. Они зависят от нас - это факт, который будет оставаться фактом достаточно долгое время. И только в наших силах сделать эту зависимость лёгкой и радостной, или сделать эту зависимость мучительной и тягостной. В первом случае мы сумеем сохранить прочную связь с нашими детьми даже, когда они вырастут, повзрослеют и будут жить свою самостоятельную жизнь. Во втором случае наши дети вырвутся от нас сразу же, как им предоставится такая возможность. Часто - неокрепшие, не стоящие прочно на своих ногах, ни имеющие ни жизненного опыта, ни точных планов, не знающие точно, что именно они хотят сделать со своей жизнью, но знающие, что хотят немедленно стряхнуть с себя этот непосильный груз зависимости.
Мы, родители, решаем, по какому сценарию строим отношения с нашими детьми. И именно сегодня мы сеем то, что будем пожинать в будущем.