Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Повторение пройденного: Harman/Kardon Citation

...повторение пройденного - это некий анализ, проверка насколько усвоен материал изученный когда-то. Зачастую, с течением времени и расширением кругозора, меняются и выводы сделанные ранее: иногда незначительно, а порой кардинально. Вот и я решил проверить, изменилось ли что-то в моём восприятии спустя энное количество лет. Серия статей объединённых в рубрику «Повторение пройденного» - это переосмысление моих же материалов опубликованных на различных профильных сайтах в разные годы (данная «шапка» предваряет каждый материал из данного цикла, поэтому те, кто уже читал что-то из этой серии, первый абзац смело пропускайте).

"Всё новое-это хорошо (или нехорошо) забытое старое", "классика не стареет" и ещё куча подобных ассоциаций приходит в голову когда общаешься с техникой, подобной той, что является главным действующим лицом данного материала. А линейка Citation является классикой безо всяких кавычек, поскольку её корни уходят в 50-е годы ХХ века и имеют настолько продолжительную историю, что обыгранный в первоначальном варианте статьи заголовок «Цитируем классику» (нажмите на ссылку выделенную цветом для перехода к той версии) отражает сущность в полной мере.

-2

Ко мне на тест данная пара аппаратов: предварительный усилитель Citation X-II и усилитель мощности Citation X-I попали в самый канун Нового года: 30 декабря 2018-го и уже в январе я написал статью о своих впечатлениях от этого знакомства. С одной стороны вроде и двух лет ещё не прошло, но с другой – за это прошедшее время было немало знакомств с другими, порой не менее достойными претендентами и поэтому, во-вторых есть смысл поговорить о «Харманах» ещё раз, обладая бОльшим опытом, ну а во-первых именно здесь, на канале «Стереопанорама» я материал по этим аппаратам не выкладывал и, надеюсь, моим читателям это будет интересно.

Предварительный усилитель Citation X-II и усилитель мощности Citation X-I «вышли в свет» в 1982 году, но даже на начало 2019-го, конкретные экземпляры оказавшиеся в моих руках выглядели настолько хорошо в плане косметическом, что кроме как банального определения «коллекционное состояние» добавить по сути и нечего. Дифирамбы дизайнерам я пропел в первой версии статьи и повторяться не хочется: облик данной пары мне более чем понравился тогда и продолжает нравиться до сих пор и, если бы пословица «встречают по одёжке» - заканчивалась: « и провожают по ней же», то дальше можно было ничего и не писать. Однако в нашем случае внутреннее содержание всё - таки главнее.

-4

Итак, что же внутри…

И предварительный усилитель и усилитель мощности построены по схеме «двойное моно». Причем даже фонокорректор (и ММ и МС естественно) в предварительном усилителе реализован по этой (двойное моно) схеме. Между собой аппараты соединяются либо по RCA либо по XLR, то есть сами по себе они вроде балансные, но балансных входов для подключения балансного же источника не имеют. Помимо двух входов для проигрывателя винила можно подключить еще три внешних источника на воспроизведение и два - на запись. Кроме того в предварительном усилителе имеется встроенный усилитель для наушников очень хорошего уровня с отдельной регулировкой громкости, отключаемый темброблок, и фильтр «сабсоник» для «винила». Вполне стандартный набор: всё необходимое и ничего лишнего. Что же касается усилителя мощности, то он работает как в классе АВ, так и в чистом классе А. Причем не так, как некоторые интегральники, работающие в классе А на маленькой громкости, а с её увеличением автоматически переходя в АВ. На передней панели Х-1 есть две кнопки для выбора режима : А или АВ (точнее “high”/”normal” соответственно). При выборе режима А температурный режим вполне позволяет поздней осенью обойтись без отопления комнаты. Какова выходная мощность в том или ином режиме спецификации умалчивают. Скромно указаны 150вт на канал при 8-ми омной нагрузке, но при этом кратковременный пиковый ток, который усилитель способен отдать на акустику заявлен…100(!!!) ампер. Вообще интересных инженерных решений много. Например, винты, из какого-то композита, крепящие верхнюю крышку через специальные прокладки для того, чтобы тепло (а вернее жар, при работе в классе А) от радиаторов не передавалось на корпус. Ну и понятно, что цена данного проекта не была гуманной. Сколько это стоило тогда - доподлинно установить не удалось, но то, что в долларах США цена была пятизначной - это точно. Да и сейчас почти сорокалетний комплект оценивается достаточно высоко. Во всяком случае человек, предоставивший мне данные аппараты на тест, полгода спустя продал их за 200 тысяч рублей. И с одной стороны за настоящий Хай Энд это немного, а с другой…всё таки 37 лет-это возраст, как ни крути.

И ещё один любопытный момент: «аппетит» усилителя. Поскольку тестовые экземпляры были для японского рынка, то и питание у них соответственно -100 вольт. Но нам важны не только вольты, но и ватты ( то есть мощность трансформатора преобразующего входящие 220/240 вольт-в 100). Так вот эти «Харманы» лишь с трёхкиловаттным трансом показали на что они способны. А способны они оказались на многое. Цитирую себя самого:

«...Если охарактеризовать звук на выходе одним словом, то это слово будет БОЛЬШОЙ. Большой, как американские авто 50-70-х годов прошлого века. Этим «Харманам» надо соответствующее помещение. Эдакий "пустынный и широкий хайвей". Вряд ли данная связка подойдёт для камерного прослушивания музыки на низкой громкости. Если кто-то слушает именно так - лучше подобрать что то поскромнее. Но если высокая громкость не пугает ни вас, ни ваших соседей, то эффект присутствия в концертном зале или на стадионе будет максимально реалистичным. Теперь об особенностях звучания: оно достаточно ровное, во всяком случае на слух никаких перекосов ни в высокочастотную область, ни в глубины НЧ-диапазона, я не услышал. Всё это располагает к многочасовому прослушиванию музыки без боязни переутомиться и мне такая подача, откровенно говоря, очень нравится. Практически «ламповая» живость и теплота и абсолютная динамика, контролирующая всё и вся даже на тех композициях, которые с огрехами звучали на некоторых топовых интегральниках. Однако сравнивать с интегральниками, пусть даже очень и очень неплохими, данную пару некорректно. Как некорректно проводить параллели и между некоторыми блочными компонентами. В 1982 году эти усилители были самыми верхними в линейке и их общий уровень во многом превосходил многие топовые компоненты других производителей.» Отдельно хочется сказать о встроенном в предусилитель фонокорректоре и я вновь привожу цитату из первой версии статьи: «…Второй раз я услышал транзисторный фонокорректор референсного уровня (первым был Accuphase C-220) и ПЕРВЫЙ раз это было не отдельное изделие (как Accuphase), а интегрированное в предусилитель. Хотя в этом самом предусилителе на долю фонокорректора выпала добрая половина внутреннего пространства. Я, конечно же, не удержался от прямого сравнения и отслушав пластинку через предусилитель «Хармана» включил её через Accuphase. Тем более что тот позволял использовать себя и как предусилитель ( увы, лишь с виниловым источником). Классно было и в этом случае, хотя понятно, что звучание было разным от слова «совсем». Звучание было разным, но уровень-уровень был столь же высок и однозначно сказать что вот этот корректор звучит более интересно, а тот-менее… Ну это как выбираешь победительницу конкурса красоты и разрываешься между блондинкой и брюнеткой. Блондинкой был наверное «Harman»-его звучание было чуть более ярким тогда как Accuphase был более нейтрален. Или, если так будет более понятно, приведу более конкретное сравнение: на джазе был интересней «американец», а на роке - «японец». Но это всё «вкусовщина» и на самом деле большой роли не играет. Тем более что тест не носит характер сравнительного. Однако вердикт что фонокорректор у X-II вполне может считаться Hi-End ‘ом безо всяких оговорок я вынес и готов отстаивать своё мнение когда угодно и где угодно…».И ещё одна цитата: «…на вопрос: Понравились ли мне «Харманы» я отвечу ДА! Могу ли я их приобрести в личное пользование? Ну, если поднапрячься, то, наверное. А куплю ли, если такая возможность предоставится? А вот тут, скорее всего, ответ отрицательный…» И знаете, ответ по - прежнему отрицательный и теперь, но причины несколько иные. Да, я люблю эпоху «масл-каров» и с огромным уважением отношусь не только к дредноутам морских просторов и пустынных хай-веев. От аудиофильских «бьюиков» и «мустангов» я благоговею ничуть не меньше. Но…я не коллекционер – это раз, принцип разумной достаточности для меня не пустые слова-это два, да и ещё Генри Форд говорил, что самый хороший автомобиль - это новый автомобиль. Правда Генри Форд не имел ввиду нынешний автомобильный ширпотреб и я не имею ввиду что за 200 нынешних тысяч(рублей) можно купить достойную альтернативу героям сегодняшней статьи. За 200-нет, а вот за 400-можно попробовать. Только, к сожалению, для большинства отечественных меломанов один ноль в озвученных суммах не то что покажется лишним, а скорее явится непреодолимым препятствием на пути к мечте. Но, не будем терять оптимизма. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью/пылью» (нужное подчеркнуть).

-6

Тестовый тракт был таков: акустика Sansui SP-G300, универсальный проигрыватель/ЦАП Pioneer DV-AX10, проигрыватель винила Denon DP-75M с МС картриджем АТ-33Е, медиаплеер Dune HD DUO, универсальный проигрыватель Cambridge BD-650, фонокорректоры Стародубцева и Accuphase C-220. Провода – добротного, но не запредельного уровня.

Все фотоматериалы к данной статье авторские, то есть мои.

P.S. Для комментаторов любящих утверждать: это реклама, тебе надо продать этот аппарат и т.п. : усилители давно проданы и не мной. А второй раз такие раритеты в руки не попадают. Владелец комплекта покупал вначале усилитель мощности и затем много лет "охотился" на усилитель предварительный.