Найти в Дзене
Круто об искусстве

Каспар Давид Фридрих "На парусном корабле" (ок. 1819) и "Мечтатель (Руины монастыря Ойбин" (ок. 1830). Шедевры Эрмитажа.

Если мое увлечение искусством началось с Эль Греко, то Фридрих стал своеобразной "точкой невозврата", после которой моя узкая специализация целиком и полностью перешла на сторону немецкого искусства. Полотна Каспара Давида Фридриха (1774-1840), главного представителя раннего немецкого романтизма, говорят со зрителем глубоко философским языком - о мистическом, о божественном (здесь замешаны и средневековые натурфилософские представления, когда посредством природы изображается Творец), о вечности и бесконечности, о жизни и смерти, о надежде. ВАЖНО: природа понималась романтиками как идея цельного живого организма, божественного, способного обрушивать ярость на человека, порождать хаос или, наоборот, преподносить дар. Отождествляя прошлое с современностью, романтики, и Фридрих в частности, проецировали будущее. Первое полотно изображает двоих: мужчину, одетого в старонемецкий костюм, и женщину, сидящую на носу корабля. Повернутые к зрителю спиной, они держатся за руки и смотрят вдаль. Пом

Если мое увлечение искусством началось с Эль Греко, то Фридрих стал своеобразной "точкой невозврата", после которой моя узкая специализация целиком и полностью перешла на сторону немецкого искусства.

Каспар Давид Фридрих. Автопортрет.
Каспар Давид Фридрих. Автопортрет.

Полотна Каспара Давида Фридриха (1774-1840), главного представителя раннего немецкого романтизма, говорят со зрителем глубоко философским языком - о мистическом, о божественном (здесь замешаны и средневековые натурфилософские представления, когда посредством природы изображается Творец), о вечности и бесконечности, о жизни и смерти, о надежде.

ВАЖНО: природа понималась романтиками как идея цельного живого организма, божественного, способного обрушивать ярость на человека, порождать хаос или, наоборот, преподносить дар.

Отождествляя прошлое с современностью, романтики, и Фридрих в частности, проецировали будущее.

На парусном корабле.
На парусном корабле.

Первое полотно изображает двоих: мужчину, одетого в старонемецкий костюм, и женщину, сидящую на носу корабля. Повернутые к зрителю спиной, они держатся за руки и смотрят вдаль. Помимо категорий времени и вечности, здесь наблюдается романтический культ любви и дружбы, а также визуализация понятия "корабль - бытия" - концепция жизни, основанная на путешествии из одного мира в другой. Впереди виднеется, окутанный туманной дымкой, средневековый готический город, куда устремлен не только путь героев, но и их взоры, мысли и чувства.

Мечтатель.
Мечтатель.

На втором полотне изображен мужчина также в старонемецком костюме. Он сидит в руинах монастыря и смотрит вдаль на закат. Закат - это символ окончания жизненного пути. Сидящий в развалинах готического собора он размышляет о быстротечности жизни, о ее стремительном круговороте и о том, что пред временем ничто не властно.

Эрмитажные полотна Фридриха, как "голубой цветок" Новалиса , отражают вечное стремление романтиков к недостижимому в действительности идеалу, являясь символом иного мира - инобытие мечты, ставшей реальностью.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм