Найти в Дзене
mxlgst.com

Учусь учить. Часть 1. Начало

Алексей Чалей 20 июля 2020 г. Первый выпуск серии постов о профессиональном образовании сотрудников. Все специалисты рано или поздно начинают обучать менее опытных коллег. Бармен обучает стажеров, Бар-менеджер проводит тренинги для барменов, официантов и т.д. Это стандартная практика в барах и ресторанах, которую часто закрепляют в должностных инструкциях. Среднестатистический образовательный цикл в баре/ресторане/кафе выглядит примерно следующим образом: 1) Старшему бармену поступает задача: «Провести обучение по карте бара для официантов и барменов»; 2) Составляется программа: «Лекция 1. История и производство алкоголя…😏»; 3) И график: «Приходим на лекции за час до начала смены»; 4) Назначаются штрафные санкции за пропуски; 5) Проводится экзамен по изученному материалу. Через месяц никто из сотрудников не помнит, что было в том обучении, кроме того, что приходилось приезжать на работу на час раньше. Как правило, процесс обучения строится интуитивно, на основе корпоративных тр

Алексей Чалей 20 июля 2020 г.

Первый выпуск серии постов о профессиональном образовании сотрудников.

Все специалисты рано или поздно начинают обучать менее опытных коллег. Бармен обучает стажеров, Бар-менеджер проводит тренинги для барменов, официантов и т.д.

Это стандартная практика в барах и ресторанах, которую часто закрепляют в должностных инструкциях.

Среднестатистический образовательный цикл в баре/ресторане/кафе выглядит примерно следующим образом:

1) Старшему бармену поступает задача:

«Провести обучение по карте бара для официантов и барменов»;

2) Составляется программа:

«Лекция 1. История и производство алкоголя…😏»;

3) И график:

«Приходим на лекции за час до начала смены»;

4) Назначаются штрафные санкции за пропуски;

5) Проводится экзамен по изученному материалу.

Через месяц никто из сотрудников не помнит, что было в том обучении, кроме того, что приходилось приезжать на работу на час раньше.

Как правило, процесс обучения строится интуитивно, на основе корпоративных традиций или личного представления специалиста о том, как должен выглядеть путь профессионального развития. Иногда это даёт хорошие результаты, но большинство циклов завершаются примерно такими выводами:

«Молодежь учиться не хочет совсем…»

 «Раньше все было по-другому…»

«Информация доставалась с трудом, а сейчас ответы на все вопросы можно найти за минуту с одним смартфоном, и никто не запоминает ничего…»

«Взрослые же люди пришли работать, куда катится мир…»

«Меня вообще никто не учил и интернетов не было…»

Я думаю, многие из вас произносили эти фразы или хотя бы думали о них. И это никаким образом не приближает нас к результату – команде с высоким уровнем квалификации. Что делать? В первую очередь, попробуем сделать полезные выводы из бесполезных мыслей, представленных выше:

• мы обучаем не детей, а взрослых;

• образ мышления и приоритеты людей меняются с течением времени;

• доступ к информации становится проще и быстрее.

Это похоже на вполне логичные суждения, из которых следует, что ключ к построению эффективного обучения находится на объединении знаний и инструментов из трех областей:

1) Андрагогика (теория обучения взрослых)

2) Теория поколений

3) EdTech (образовательные технологии)

В этих сферах работают институты и компании, публикуются книги, проводятся масштабные исследования, EdTech-стартапы собирают девятизначные бюджеты. Над вопросом «Как обучать?» работает множество людей по всей планете.

Накоплен внушительный объем информации, среди которой нужно найти и использовать подходящие нашей сфере методики и инструменты.

Итак, первый вывод, к которому мы пришли:


Для того, чтобы образование наших коллег происходило эффективно, сначала нам самим нужно научиться обучать.
К этому и приступим в следующих выпусках. До встречи!