Стиль гиперреализм родился в середине XX века вместе с цифровым фотоаппаратом. Выхолощенный, холодный, полусинтетический, он не близок многим, шокирует случайных посетителей галерей и бесит любителей классики.
Хорошо это или плохо? И что с этим делать?
Каждый может сам сформулировать свой ответ на этот вопрос.
1. Гиперреалисты, это художники, сознательно лишившие себя почерка.
Легко представить, как писали фрукты Валентин Серов, Эдуар Мане или голландец Виллем ван Алст.
Возьмем черешню разных авторов.
Каждый из них обладал собственным видением предмета.
А вот гиперреалисты.
Есть разница в деталях, освещении, композиции, но в почерке разницы нет. Как нет ее у фотоаппаратов разных марок (сейчас со мной поспорят фотографы-профессионалы).
И пленочный ФЭД, и широкоугольный Nikon, и бабушкина мыльница неизвестной марки, все они фотографируют черешню просто красной, круглой и блестящей.
2. Цвет.
Что же остается художнику, выбросившему свой почерк туда же, куда и вы свой, когда купили компьютер с клавиатурой? Ему остается быть колористом.
Да, среди гиперреалистов есть потрясающие мастера цвета.
И здесь гиперреалисты неожиданно продемонстрировали свое родство с абстракционистами. Кто там у нас сочинял про теорию цвета? Не Василий ли Кандинский? Абстракционисты-экспрессионисты делают цвет и форму главными героями своих картин. Но они упираются в беспредметность, тогда как гиперреалисты "предметны" до мозга костей. Они настолько погружены в предмет, что он отрывается от контекста и становится абстрактным.
Посмотрите на милейшие пироженки Бенедиченти.
Они живут где-то вдали от буфета и кофейни, в своем стерильном, рафинированном мире.
Вот так неожиданно мастера фото-кисти стали продолжателями Ротко и Поллока.
3. Композиция.
И тут гиперреалисты вновь сдали тест на ДНК, который подтвердил их родство с абстракционистами, авангардистами и супрематистами. В подавляющем большинстве случаев они расписались в своем презрении к воздушной перспективе.
Вот и выходит, что гиперреализм - совсем не продолжение реализма, а нечто, возникшее на стыке фотографии и абстракции.
4. Сюжеты.
Мастера фотореальности не ограничиваются вазами с фруктами и обнаженной натурой. Они пишут совершенно разноплановые вещи.
Вот сюжетная композиция Гоингса
Но чем он характерен? Своей рамочностью. Так же нет уходящей размытости фона, движение бармена не обозначено энергичными, направленными мазками. Это застывший, абстрактный момент в отрыве от прошлого и будущего.
А вот портрет девушки-русалки. Он подчеркнуто безэмоционален. Девушка с царапиной на коже не вызывает сострадания. Не понятно, жертва она, или агрессор, получивший отпор. Опять-таки, "рамочность образа".
Естественно, не секрет, что все гиперреалистические картины пишутся по фотографиям. Как правило, они - крупноформатны и сверхдетализированны. Но именно это превращение микромира в макромир и придает волшебство гиперреализму. Гигантские полотна интересно рассматривать, но вкладывать в них свои смыслы получается не всегда. Зрителя не покидает чувство растерянности: вроде бы, рамочная вещь, пустой сосуд, но парадокс в том, что его невозможно наполнить собственными мыслями. Это редкая коллизия, и именно она интригует.
5. Как создаются работы?
Есть несколько способов написания мегареалистического мира. Один из них - кропотливейшее списывание деталей с фотографии. Труд требует такой ювелирной точности, что художник задерживает дыхание при нанесении мазка. Это породило легенду о том, что несколько гиперреалистов, умерших в молодом возрасте, сгорели именно из-за неправильного дыхания.
Но никто пока не доказал странную версию.
Писать гиперреалистические работы можно и значительно проще, примерно так, как пишут гигантские панно на зданиях и заборах: достаточно спроецировать кадр на поверхность (помните диафильмы?), а потом - обвести изображение, закрасить холст. Это не так просто, как кажется на первый взгляд, но гораздо менее трудозатратно, чем писать картину, руководствуясь фотореференсом, висящим в сторонке.
6. Стоит ли покупать такую картину?
Смотря какую цель вы преследуете. Картины серьезных гиперреалистов требуют колоссально кропотливого труда, а значит стоят дорого. Относительно новое направление изобразительного искусства сейчас хорошо раскручено в Европе и США, а значит, переоценено. Цены на такие холсты бывают раздуты искусственно. Получается, что вкладываться в гиперреалистов можно, но риск не окупить вложения - немалый.
Покупать же холст для себя можно, но нужно ли, если ваши домашние или гости не отличат его от принта?
Получается, что однозначно приобрести картину нужно, только если она трогает лично вас, а такое духовное слияние с гиперреалистическим изображением бывает, но не часто.