Создание тяжелых танков началось в Советском Союзе в конце 1930-го года, когда управление моторизации и механизации красной армии заключило с главным оружейным конструкторским бюро договор о создании проекта тяжелого танка под индексом «Т-30» - об этом танке вы можете прочитать в этой статье.
В 1932-ом году, после окончания проектных работ и постройки макета все работы по Т-30 были завершены ввиду его полной несостоятельности (особенно в плане ходовой части). Также неудача постигла проект танка прорыва ТПП-1 (имел 152 мм орудие, две 37 мм пушки, 6 пулеметов, двигатель ФЭД-8 мощностью 2000 л.с. и броню до 45 мм).
В это же время группа конструкторов во главе с немцем Н.Цейцем на основе танка Гротте и Т-30 разработала куда боле совершенный танк — тяжелый Т-35. 2 опытных Т-35 были построены в 1932-ом и 1933-ем годах.
Первый образец (Т-35-1) весил 50,8 тонн и имел 5 башен. В главной башне располагалось 76,2-мм орудие ПС-3, в двух малых башнях 37-мм пушки, а в оставшихся 2-х малых башнях пулеметы ДТ. Экипаж составлял 9-10 человек. Абсолютно все танки Т-35 были снабжены радиостанциями в виде поручневых антенн. В Т-35 воплотили испытанные на танке Гротте идеи в трансмиссии, отработанный бензиновый двигатель М-6 и коробку передач.
Но уже в начале испытаний у Т-35 начались технические проблемы. Т-35-1 сразу стал не пригоден к серийному производству. На Т-35-2 поставили более мощный 700-сильныйдвигатель М-17, меньше малых башен и экипажа потребовалось всего 7 человек. Также второй образец обзавелся более толстым бронированием — лоб с 25 вырос до 35 мм, а борт с 20 до 25 мм. Тогда этого вполне хватало для защиты от стрелкового оружия и фугасных снарядов.
11-го сентября 1933-го года было поручено начать серийное производство Т-35 в Харькове (уже под официальным индексом Т-35А), с учетом исправления ошибок и доработок по двум опытным образцам. Заводу была передана вся необходимые чертежи.
С 1933-го по 1939-ый (время производства Т-35) конструкцию Т-35 постоянно модернизировали. Так, в 1935-ом году Т-35 стал чуть длиннее, обзавелся новой башней, а также получил куда более мощную (длинноствольную) 76,2 мм пушку Л-10. Вместо 37-мм пушек были установлены новые 45-мм орудия. В 1938 году башни стали изготавливать с наклонным лобовым листом.
Зарубежные и российские военные историки по разному смотрят на то, что стало стимулом к созданию Т-35. Раньше говорили что Т-35 был попросту скопирован с английского «Индепендента». Хоть советские, а позже и российские эксперты этот факт отрицают, в пользу западных сторонников играют сведения о неудавшейся советской попытке купить английский тяжелый танк.
К тому же нельзя обесценивать немецкий задел по Т-30 и танку Гротте, ставшими основой для будущего Т-35. В то межвоенное время заимствование идей у других стран было самым обычным делом.
Т-35 планировали выпустить куда более крупной серией, однако необходимость в масштабном выпуске уже отработанных Т-26 и танков БТ оттягивала этот процесс. Плюс к легкости производства, легкие танки подавали большие надежды благодаря хотя бы только огневым данным. Однобашенные танки проявляли себя куда более эффективно. В Т-35 было плохо все, даже его преимущества в многобашенности и многоорудийности нивелировались тесностью и трудностью ведения огня.
Производство Т-35:
- 1933 — 2 единиц
- 1934 — 10 ед.
- 1935 — 7 ед.
- 1936 — 15 ед.
- 1937 — 10 ед.
- 1938 — 11 ед.
- 1939 — 6 ед.
Всего был произведен 61 экземпляр Т-35
А что вы думаете про тяжелый танк Т-35?