Найти тему

Красавица и Чудовище в зеркальном отражении

Каждая эпоха предлагает свою трактовку популярных сюжетов. Красавица и Чудовище не исключение.

Начало здесь

В оригинальной сказке Лепренс де Бомон положительные персонажи отражали идеалы Просвещения: разум, властвующий над страстями, ответственность и безусловное выполнение взятых на себя обязательств, осознание реальности и действия в заданных обстоятельствах. Мораль истории: внешняя красота и блеск не важны, важно нравственное содержание, судить о котором следует по делам.

В истории мадам де Бомон не раскрывается, как Принц был превращен в Чудовище. Он говорит, что его заколдовала Злая Фея. Вряд ли, речь шла о справедливом наказании. Случившееся с Принцем — несчастье, и он переносит его с достоинством. В идеальном порядке содержит свой прекрасный дворец и сад. У него нет армии зачарованных слуг, зато ему подвластна некая волшебная сила, которая проявляется не только в месте обитания, но позволяет мгновенно перемещать людей и предметы на порядочное расстояние. Принц в облике Чудовища добр — спасает заблудившегося в лесу человека; он заботлив и предупредителен — обеспечивает гостю комфорт; справедлив — наказывает купца за реальный проступок, но готов выслушать доводы в защиту и изменить свой приговор. А еще он умен и понимает, как можно использовать сложившуюся ситуацию. Оставаясь Чудовищем, Принц очаровывает девушку своим обхождением, он слушает ее, заботится о ее комфорте и развлечениях. Все его поступки разумны и уместны, он вполне симпатичное существо, у которого есть лишь внешние недостатки, но именно они и не важны.

Меня сперва слегка смутило то, что Чудовище признает себя не только уродливым, но и глупым. Да и Альтер Эго Автора — Добрая Фея — заявила, что Красавица выбирала не красоту и не ум, поэтому будет вознаграждена. Из самой сказки следует, что "глупость" Чудовища проявлялась в отсутствии навыков непринужденной беседы. Неудивительно, с кем ему было общаться?! То есть, подразумевается не ум, как способность решать задачи, даже не академические знания, а светские навыки, легкость в общении, благодаря чему слыли умными люди, подобные Онегину: "Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбки дам огнем нежданных эпиграмм". Эту тему подробно раскрывает мисс Бингли в романе "Гордость и предубеждение", когда молодые люди обсуждают, кого можно считать "образованным.

Не менее стойко переносит обрушившиеся на него несчастья Купец. Лишившись состояния, он занялся тяжелым крестьянским трудом без жалоб и нытья. Его сыновья всецело поддержали отца и приняли перемену своего положения. Из престижных женихов, богатых наследников, золотых мальчиков они стали землепашцами, но обошлись без претензий.

Младшая и самая красивая дочь купца была скромна, добра и рассудительна в счастье, таковой же осталась в беде. Она не витала в облаках, не сожалела об утраченном, не мечтала о несбыточном. Красавица приняла свою судьбу без упреков и вела себя сообразно новому положению — работала по дому, помогала отцу и братьям, старалась быть счастливой с тем, что имеет.

Нет это не виктимность. Чувство собственного достоинства и здравый рассудок. Есть чудесная испанская пословица: "Боже, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; вытерпеть то, что я не могу изменить и мудрость, отличить первое от второго". Персонажи Лепренс де Бомон живут в этой парадигме. Они не ждут милостей от кого-то извне, они создают свою судьбу своими руками. Красавица влилась в ритм повседневной будничной работы и у нее появилось время и силы для музицирования и чтения. Купец сохранил чистую совесть и незапятнанную гордость, Принц познал самого себя и научился проявлять свои душевные качества даже в чудовищном обличье. Все, что случилось с ними позже было подготовлено их собственными действиями.

Отрицательные персонажи Лепренс де Бомон — старшие сестры. Они не довольны тем, что имеют, и жаждут другой жизни. Сестры полагают Красавицу глупой и грубой раз она занята повседневными трудами и не жалуется на судьбу. Не причитает, что ей совсем другая жизнь нужна. Примечательно, что им удалось-таки выйти замуж за дворян, но они не обрели счастья.

Одна вышла замуж за молодого дворянчика, красивого, как амур; только он целый день собой занимался, а на нее и смотреть не хотел. Другая великого умника в мужья себе выбрала, а он умом своим только чванился и досаждал всему миру, начиная с собственной своей жены.

(Видимо, подразумевается, как раз тот тип светского умника, каким не являлся Принц.) Мадам де Бомон развивает характеры этих персонажей до откровенного злодейства — они задерживают красавицу в гостях, надеясь на то, что разозленное Чудовище сожрет ее, и в наказание превращены в статуи, сохранившие разум.

И только тогда станете вы опять людьми, когда злобу свою поймете и осудите; только боюсь, что век вам камнем оставаться. Исправляются сердца гордые, гневные, на лакомство жадные и ленивые, но чудо будет большое, коли исправится сердце злое и завистливое.

Поразительно, но положительные персонажи диснеевского мультфильма Красавица и Чудовище разделяют взгляды завистливых сестер. Принц в счастье своем был груб, высокомерен и жесток, за что его и превратили в Чудовище. (А всех его слуг, ничем не провинившихся, в утварь). Он ничуть не изменился в несчастье — остался таким же грубым, высокомерным и жестоким, только вдобавок стал еще и закомплексованным истериком. Принц в облике чудовища жалеет себя, утраченную красоту, и даже не пытается заняться чем-то конструктивным — замок содержать в порядке, книжки читать, искать способ снять заклятье. А ведь у него время ограничено — роза осыпается! (В сказке Лепренс де Бомон роза была просто розой, с любовью выращенный цветок не более, в мультфильме она индикатор проклятия.) Принц-Чудовище поглощен собой, своими бедами. Ему плевать на слуг, на жизнь случайного путника, первоначально даже на красавицу Белль. Осознав, что девушка может снять заклятье. заколдованный Принц пытается к ней подольститься, но даже ради собственного спасения он не способен вести себя культурно. Постепенно он привязывается к Белль. Это неудивительно, ему действительно очень надо - лепестки розы осыпаются! - да и изголодался Принц по общению. Однако по отношению ко всем остальным поведение Чудовища не меняется. Даже когда его людям грозит гибель от разъяренных селян, он ничего не предпринимает. Он капризный эгоист, которому Белль нужна как дорогая и очень ценная игрушка.

Но и девушка не лучше. Как и сестры Красавицы в сказке де Бомон, она считает повседневный труд чем-то низменным, уделом грубых и скучных людей. "Такая странная и неземная" Белль гуляет по городу, мечтает о совсем другой жизни. Она не такая! Все эти вульгарные обыватели ей не чета. И Гастона Белль отвергает не потому , что он жестокий эгоист — Принц делал все то же самое — ее не устраивает скучная, мещанская жизнь, которую ей предлагал охотник. Скромный домик, работа по хозяйству, дети... Ее это приводит в ужас. То ли дело роскошный дворец с армией слуг! Можно и безграмотного грубияна, едва не угробившего старика-отца, в качестве мужа потерпеть. Тем более, по отношению к ней он больше выходок не позволяет.

Отрицательным персонажем в мультфильме Диснея выведен охотник Гастон. Собирательный образ простого работящего парня, довольного жизнью. У Лепренс де Бомон он стал бы положительным персонажем. Гастон хорошо выполняет свою работу, за что его уважают, он весел и красив, не жалуется на судьбу. Гастон ограничен, но он и не претендует на какую-то другую жизнь, на что-то большее. Он на своем месте. Однако в сказке Диснея образ развивается до гротеска. Грубый и скучный обыватель становится жестоким преследователем, а потом и откровенным злодеем. Гастон подбивает жителей городка уничтожить Чудовище, и скромные работяги, вся вина которых была в том, что они проводили свои дни в труде, а не мечтах, по воле режиссера превращаются в озверевшую толпу, которая идет громить замок.

Студия Дисней клеймит позором те добродетели, которые Лепренс де Бомон превозносила. В мультфильме достоинством становится мечтательность, инфантильность, высокомерие. Поразительно, но это был 1991 год! Посеянные тогда семена дали обильные всходы, и почти тридцать лет спустя мы уже можем наблюдать плоды.